4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
Тестирование является одним из методов педагогической психологии и терминологически есть психодиагностическая процедура, основанная на применении различного рода тестов.
ТЕСТ (англ, test) — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач.
Понятие «тест» ввел Джеймс Кеттел в конце XIX в., но распространение тестовый метод получил лишь в 1-й половине XX в., благодаря работам А. Бине, Л. М. Термена, Г. И. Россолимо и др. Первым популярным тестом стала шкала Бине—Симона, созданная в 1905 г. для диагностики уровня умственного развития детей и выявления не способных к обучению в массовой школе.
Тесты представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Как правило, показатели выполнения тестов (иногда их можно называть «показателями успешности») выражаются в относительных величинах: за единицу часто принимается та или иная мера вариативности индивидуальных данных. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний.
Тесты разделяются на 2 основных типа:
1) собственно психологические тесты,
2) тесты достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).
Психологические тесты классифицируются по различным основаниям.
По предмету диагностики выделяют тесты способностей (в т. ч. интеллекта) и тесты личности (в т. ч. социально-психологические).
По способу реализации существуют манипулятивные тесты, тест «карандаш—бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Кроме того, различаются аналитические тесты и тестовые батареи; индивидуальные и групповые тесты.
По цели применения выделяют тесты готовности к школе, клинические тесты, тесты профотбора и пр.
По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные тесты.
Разработка тестов включает проверку его на валидность, надежность, однородность, дифференцирующую силу, достоверность и прогностичность.
Тестовые шкалы основаны на статистической обработке результатов обследования больших выборок. Различаются 3 вида интерпретации тестового результата:
-соотнесение «сырого балла» со стандартными нормами, характеризующими внутригрупповой разброс результатов;
-интерпретация индивидуального профиля результатов выполнения отдельных субтестов;
-качественный портрет личности на основе применения диагностической экспертной системы.
Применение тестов всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники и этики психологического тестирования. Любые тесты, равно как и компьютерные психодиагностические системы, подлежат сертификации. Широкое применение тестов в образовании должно сопровождаться повышением качества подготовки психодиагностов.
В настоящее время психологами разработано несколько тысяч тестов и тестовых батарей. Со временем тест устаревает, т. к. устаревает культура общества, уровень образования населения, возникает т. н. тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий. Не существует тестов свободных от культуры, поэтому любой зарубежный тест нуждается ревалидизации.
Анализируя тестирование в образовании, А. Анастази отмечает, что в этом процессе используются все типы существующих тестов, однако среди всех типов стандартизованных тестов тесты достижения численно превосходят все остальные. Они создавались для измерения эффективности программ и процесса обучения.
Содержание этих тестов может быть соотнесено в определенных областях (частях) с образовательными стандартами. Их рассматривают как средство объективной оценки и инструмент коррегирования учебных программ. Как правило, тесты достижения представляют собой тестовые батареи, охватывают все учебные программы для целостных образовательных систем.
Использование тестирования в педагогической психологии – ответственное, этическое, высокопрофессиональное дело, которое требует специальной подготовки.
Популярность и достоинство метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:
-стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя). Это не означает того, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста;
-оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии заданий, на выполнение всех требуется, как правило, не более часа; тестированию одновременно подвергается группа испытуемых, следовательно, происходит значительная экономия времени на сбор даны х.
-количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяет рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Тест позволяет хорошо дифференцировать испытуемых на полюсах шкалы – отличать просто способных от очень способных и талантливых, а среди отстающих отличать небезнадежных от совершенно неподготовленных;
-профессионально-сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 60% из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – пилотажа;
-возможность компьютеризации – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики). Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление испытуемому определенного задания в этом случае является таким же неожиданным для испытуемого.
-психологическая адекватность – важнейшее психологическое следствие оптимальной сложности. Свойство оптимальной сложности важно для теста тем, что оно не только обеспечивает измерительную (различающую) силу тесту. Недостаток стресса (в случае легкого теста), а тем более избыток (в случае трудного) искажают результаты измерения.
Определенные недостатки метода тестов в педагогической психологии являются продолжением его достоинств:
-опасность «слепых» (автоматических) ошибок. Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически.
-потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». Тест – самая общая «гребенка», под которую подгоняют всех респондентов. Возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка), довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает определенное нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах.
-потеря индивидуального подхода, «репродуктивность». Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний. Отсутствие возможности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов – ничем невосполнимый недостаток метода тестов;
-отсутствие доверительной обстановки. Формализованный характер тестирования оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях. Диалогические методы (беседа, игра и т. п.) в этом плане имеют несомненные преимущества.
-потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные «тестологи» обрушивают на ребенка тесты, слишком трудные, сложные для него по возрасту. Альтернатива «взрослому» тестированию в детской психологии – игровой подход к тестированию, когда тест включается в контекст игры и ребенок выполняет его как бы играя;
Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (образовательно-профессиональной и личностной) – они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью), т.е. место тестов – дополнять более традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, т.к.не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.