Матрица типов педагогической деятельности
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | 9 |
Тип педагогической деятельности | Ученик на входе | Ученик на выходе | Мотивация и цели ученика | Учитель | Ответственность учителя |
Школа | Фактор содержания образования |
|
Естественная педагогика | Бесправный ребенок | Полноправный взрослый |
Обрести права | Любой взрослый | Полная, за всю жизнь ребенка | Все пространство жизнедеятельности | Права взрослого |
|
Педагогика культуры | Варвар
| Гражданин . | Социальные | Государственный чиновник | Чиновническая перед государством | Публичное место | Нормы и ритуалы' |
|
Педагогика идеала | Подмастерье слуга | Мастер | Профессиональные | Мастер | Профессиональная | Мастерская, лаборатория | Искусство, мастерство |
|
Элитарная педагогика | Tabula rasa |
Джентльмен | . Социальные | Профессиональный педагог + гувернер | В пределах заказа на услугу | В пределах чувственного опыта | Содержание сознания |
|
Эгалитарная педагогика | Стандарт ЗУН№1 | Стандарт ЗУН№2 | Предмет исследования | Профессиональный педагог специалист | В пределах специализации | Конвеер, фабрика | Стандарт ЗУН |
|
Информационно-кибернетическая педагогика | Система без программы | Система с программой | "+" и "-" подкрепления | Программист | В пределах качества программы | Рабочее место ученика | Информация, алгоритм |
|
Дифференциальная педагогика | Носитель способностей | Реализующий способности | Особая способность | Диагност
|
| Диагностическая лаборатория | Способности |
|
12. Я выделил и описываю в этих лекциях семь идеальных типов организации педагогической деятельности. Но по отношению к типологизации в той форме, о которой я говорил выше, нельзя предъявить требования полноты списка типов и однородности оснований выделения самих типов. Поэтому, хоть я и не знаю других типов организации педагогической деятельности, список из семи описанных мною типов заведомо неполон. Тем не менее, идеализация и типологизация предполагают учет требований на полноту и целостность, в противном случае всякая выдумка может быть объявлена идеальным типом. При этом, категории целостности и полноты должны быть еще конкретизированы до требований и принципов. Дальнейшим шагом я должен эту конкретизацию проделать. К типам организации педагогической деятельности требования на содержательную полноту и целостность могут быть предъявлены только с точностью до конкретной культурно-исторической ситуации. Вне культурно-исторической ситуации полноту и целостность можно вводить только как логические формальные категории.
Чтобы описываемые типы соответствовали предъявляемым требованиям полноты и целостности, необходимо их помещать в четыре различные культурно-исторические ситуации. Эта работа не входит в мою задачу на данный курс лекций, я проделывал это восемь лет назад в лекциях в ЛИИЖТе. Сейчас я затрону только общие принципы.
13. Естественная педагогика при изолированном существовании, возможном только в тех типах общества и культуры, которые принято обозначать как первобытные, покрывает собой всю сферу образования, воспитания и подготовки. Для этой культурно-исторической ситуации целостность и полнота образовательно-воспитательной сферы культуры обеспечивается естественной педагогикой. Для всех других ситуаций, в исторической перспективе следующих за первобытным состоянием культуры, естественная педагогика выступает только как один из типов организации образовательной сферы и комплексируется с другими типами по принципу надстройки и конкретизации. Или, говоря по-другому, через обискусствление естественная педагогика рефлектируется и артифицируется с учетом новой ситуации. Она сохраняется как локальная и частичная и сосуществует в комплексной целостности с другими типами.
Комплексность и комплексирование в последующих исторических ситуациях осложняется одним противоречием. Рефлексия и разработка новых педагогических представлений идет либо с ориентацией на преемственность, воспроизводство и задание всеобщности функций образования, воспитания и подготовки, либо с ориентацией на уникальность, развитие и подчеркивание различий. Совмещение этих противоречивых ориентации в одной концепции или в одном проекте практически невозможно. Поэтому возникают пары проектов, концепций или подходов, между которыми устанавливаются отношения дополнительности. Точнее и правильнее было бы говорить, что принцип дополнительности связывает и комплексирует не сами проекты, подходы и концепции (отношения между концепциями внутри самых подходов могут и не рефлектироваться, или рефлектироваться и осознаваться как конфронтационные и взаимоисключающие), а противоположные и разнонаправленные ориентации.
Если эти ориентации коротко обозначить как действующие в культуре тенденцию к массовости образования (общий и средний уровень грамотности, стандарт образа жизни и т. д.) и тенденцию к индивидуализации, или экземплификации, то соответствие выделенных типов требованиям целостности и полноты можно обсуждать на такой схеме:
В П
МАССОВОСТЬ
ВСЕОБЩНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ЭКЗЕМПЛИФИКАЦИЯ
Ист. Сист.
- Содержание
- Раздел I. Педагогические технологии, традиции и развитие
- Раздел II. Как можно и как нельзя мыслить про образование.
- Раздел I. Педагогические технологии, традиции и развитие
- Матрица типов педагогической деятельности
- П к п и
- Эт п Эл п
- Ик п д п
- Сказки про сказки, или как об этом говорят методологи.
- Раздел II. Как можно и как нельзя
- Мыслить про образование.
- Установочный доклад
- На организационно-деятельностную игру (оди)
- Коллегиум в сфере образования и подготовки в латвии.
- Раздел 1 проблемы
- Раздел 2. Цели
- Раздел 3. Задачи.
- §1. Коллегиум — это организационная структура и место, в котором осуществляются:
- §4. Описание состава и деятельности всех элементов Коллегиума.
- § 5. Представленный оргпроект имеет смысл только как целое, т. Е. Как структура из четырех элементов, собранная на одном материале, в одном месте, одним коллективом.
- Раздел 4. Ресурсы и средства.
- О свете и тьме в педагогике.
- О стандартизации и стандартах образования.
- 1. Вступление. Несколько методологических
- Вопрос 2: доклад трудно воспринимать, он очень не похож на привычную академическую манеру делания докладов.
- Вопрос 4: вы обрываете свою критику на общих местах, на азах, не углубляясь в проработку тем. Это что? дилетантизм? интригующий способ саморекламы?
- Вопрос 5: это вы считаете главным пороком финансовой политики мо?
- Вопрос 6: нельзя ли привести пример упоминавшегося расчета вероятности выполнения стандарта по какому-нибудь конкретному предмету и показателю?
- Вопрос 7: требования, которые вы выдвигаете перед управлением, перед бокансом, настолько сложны и обширны, что их невозможно выполнить.
- 2 Риторика (гр. Rhetorike) — 1) в античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2) напищенная, красивая, но малосодержательная речь.
- 18*-386