logo search
GosFinance4kurs

Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса.

Спрос – то количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене и в течении некоторого времени. Для экономиста действительным представителем спроса является лишь тот, кто может предложить эквивалент за то, что получает, в качестве такого эквивалента выступают деньги. Отсюда платежеспособный спрос не равен потребности (они могут быть больше).

Объем спроса на какой-либо товар – максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Условия: цена данного товара, цены дргуих товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и др.

Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов.

Закон спроса.

Принцип, в соответствии с которым, при прочих равных ус¬ловиях, существует обратная зависимость между ценой товара(Р) и величиной рыночного спроса(Q). То есть, при прочих равных условиях, спрос на товар тем больше, чем ниже его цена.

Q = f(P)

На графике эта связь будет выглядеть в виде вогнутой кривой, называемой кривой спроса(D), хотя на практике она зачастую оказывается прямой (рис. а, б). Кривая спроса представляет собой графическое выражение зависимости ме¬жду ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот то¬вар.

Поскольку кривая спроса выражает обратно пропорциональную связь ме¬жду ценой и объё¬мом спроса, она всегда имеет отрица¬тельный наклон.

Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.

Детерминанты спроса (неценовые факторы спроса)

Детерминанты спроса - факторы, помимо цены, влияющие на спрос.

К детерминантам спроса относят:

-уровень личных располагаемых доходов потребителей (I);

-инфляционные либо дефляционные ценовые ожидания (IE);

-изменения цен на сопряженные товары (P…P);

-социально-экономические факторы: размер рынка, реклама, вкусы и предпочтения, сезонность, изменения в законодательстве, катаклизмы и т.п.

-Накопленное имущество (W)

-Размер рынка (X)

-Вкусы покупателей(T)

В общем виде функция спроса записывается:

Q = f(P,I,T,P…P,X,IE и т.д.)

Функция спроса – это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Итак, спрос — величина переменная. При этом следует различать изменения величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменение объема спроса выражается в «движении» по кривой спроса вниз или вверх. Изменение же характера спроса проявляется в «движении» кривой спроса, ее смещении вправо или влево.

Смещение кривой спроса вправо и вверх – увеличение спроса.

Смешение влево и вниз – спрос уменьшается.

Неценовые факторы, двигающие кривую спроса:

-Вкусы и предпочтения потребителей. Очевидно, что изменение во вкусах, предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на товар или услугу. Возраст и семейное положение, а также некоторые другие момнеты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро, в этом случае кривая спроса совершает сдвиги в сторону уеличения или в обратную сторону очень быстро. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно.

-Цены на другие товары. По характеру воздействия на спрос на какой-то товар разграничивают изменения цен на три вида товаров:

--Товары-заменители (конкуренты) Если Х и Y — товары-заменители, то при возрастании цены товара Y и неизменной цене товара Х потребители будут склонны к увеличению спроса на товар X. В этом случае линия спроса для товара Х сдвинется вправо. Если же цена товара Y снизится, линия спроса товара Х сдвинется влево, указывая на уменьшение спроса на X. Примером товара-заменителя может служить масло и маргарин.

--Товары-взаимодолполнители (комплименты) Для дополняющих товаров характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара Y ведет к увеличению спроса на товар X. Примером дополняющих товаров являются автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.

--Товары, относительно независимые друг от друга

-Размер рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они предъявляют.

-Доходы населения и размеры накопленного имущества. Чем богаче население, тем больше спрос, и кривая движется вправо и вверх. Причем следует отметить, что сростом доходов увеличивается спрос не на все отвары, а главным образом, на товары более высокого качества.

-Инфляционные ожидания. Довольно часть увеличение спроса на товар по причине быстрого роста цен на него принимают за нарушение закона спроса, хотя в данном случае мы говорим об изменении характера спроса.