Рынок: понятие, функции. Структура и инфраструктура рынка.
Рынок - система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет сущностные черты рынка. Материальной основой рыночных отношений служит движение товара и денег.
Субъекты рынка – продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный “поток” купли-продажи.
Объекты рынка – товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшимим из которых являются сами деньги.
Функции рынка:
Интегрирующая - состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
Регулирующая - предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает: согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре; пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
На рынке действует регулирующая «невидимая рука», и которой писал Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
Стимулирующая - состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль: стимулировать научно-технический прогресс и на его основе — интенсификацию производства и эффективность функционирования всей экономики.
Ценообразующая (эквивалентная) - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.
Контролирующая - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая - обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.
Информационная - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.
Экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и установление соразмерности спроса населения с заработной платой.
Реализации интересов рыночных субъектов- Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Санирующая – очищение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и, поощрение развития эффективных, предприимчивых, перспективных.
Роль рынка в общественном производстве сводится к тому, чтобы:
1) выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;
2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
4) вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства — это как бы «санитарный» аспект.
Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются: а) тесная связь между ее элементами;
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.
По объектам:
1) рынок товаров и услуг (потребительский рынок)- включает рынки продовольственных и промышленных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, а также услуг культуры, образования, здравоохранения. На этом рынке в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляция. Он оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации.
2) рынок рабочей силы - в принципе всегда существовал. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободно продавать свою рабочую силу по собственному выбору, желанию и рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
3) рынок ценных бумаг, валюты - до недавнего времени в России был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.
4) рынок информации - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию.
По географическому положению:
местный (локальный) рынок;
региональный рынок;
национальный рынок;
мировой рынок.
По механизму функционирования:
-свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей)
-монополизированный (условия производства и обращений оаределяет группа монополий, между которым сохраняется монополистическая конкуренция)
-регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия)
В соответствии с законодательством:
легальный
нелегальный
теневой
Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка: снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база: транспортные системы, складское и тарное хозяйство, информационная система и средства связи.
Кредитно-расчетная: отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и страховые системы, сберегательные учреждения, мелкие коммерческие банки.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка — это:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями. Функции инфраструктуры рынка:
— облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;
— повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
— организационно оформлять рыночные отношения;
— упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
- Перечень вопросов по Государственному междисциплинарному экзамену по подготовке бакалавра «Экономики» со специализацией «Финансы и кредит» на 2007-2008 уч. Г.
- Активные и пассивные операции Банка России.
- Амортизационная политика организаций.
- Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости, рисков.
- Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- Банковская система и ее структура.
- Банкротство организаций (предприятий).
- Безработица: понятие, типы и социально-экономические последствия.
- Бюджет как инструмент бюджетной политики: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.
- Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения и источники финансирования.
- Валовой национальный продукт: понятие, форма, структура. Два способа расчета внп.
- Вексель и вексельное обращение.
- Взаимное страхование.
- Виды экономических систем и критерии их классификации.
- Выручка от продаж продукции, работ, услуг.
- Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике.
- Денежная масса. Денежные агрегаты.
- Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности современных денежных систем.
- Дивиденд и его влияние на рост курса акций. Дивидендная политика акционерного общества.
- Инвестиции. Факторы, определяющие спрос на инвестиции. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф.
- Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- Классификация налогов.
- Классификация страхования.
- Классификация форм кредита.
- Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- Косвенные налоги: преимущество и недостатки.
- Кредитный портфель. Принципы формирования кредитного портфеля
- Кругооборот и оборот капитала фирмы. Основной и оборотный капитал. Износ и амортизация.
- Международный кредит: понятие, условия возникновения, роль и функции и развитии международных экономических отношений.
- Налоги как основной источник доходов бюджета.
- Общественное производство и его структура. Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей.
- Обязательное социальное страхование от несчастных случаев.
- Особенности формирования цен на землю. Земельная рента. Арендная плата и цена земли.
- Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
- Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- Понятие и причины экономических циклов. Виды циклов и их влияние на различные отрасли экономики.
- Понятие и экономическая сущность кредита.
- Понятие кредитного рынка и его взаимосвязь с другими сегментами финансового рынка.
- Портфель ценных бумаг.
- Потребление и сбережения, факторы их определяющие. Предельная склонность к потреблению и сбережению.
- Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, детерминанты предложения.
- Принципы построения бюджетной системы в России.
- Производственная функция. Правила замещения факторов производства.
- Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Современные деньги.
- Резервные отчисления и их воздействие на деятельность коммерческих банков.
- Роль финансов в общественном производстве.
- Рынок капитала. Процент как цена капитала.
- Рынок: понятие, функции. Структура и инфраструктура рынка.
- Совокупный общественный продукт, его структура и функции.
- Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- Содержание и основы классификации государственных доходов, их состав и структура.
- Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации. Реформы отношений собственности в современной России.
- Состав расходов страховщика, способы их покрытия.
- Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса.
- Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- Страховые резервы: сущность и методология расчетов.
- Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- Структура органов управления коммерческого банка.
- Структура финансовой системы.
- Сущность и функции прибыли.
- Сущность и функции страхования.
- Сущность и функции финансов организаций.
- Сущность общественного воспроизводства, его типы и цели.
- Теории потребительского поведения: кардиналистский подход. Закон убывающей предельной полезности.
- Типы денежно-кредитной политики.
- Товарное хозяйство и его основные критерии – благо и товар.
- Управление государственным долгом: понятие, принципы и основные методы.
- Участники рынка ценных бумаг.
- Факторы, влияющие на величину прибыли.
- Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике.
- Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- Формы и методы регулирования цен.
- Функции кредита в рыночной экономике.
- Экономическая сущность и функции финансов.
- Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- Экономический рост: его критерий и типы.
- Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- Эмиссия ценных бумаг. Общее понятие, цели и процедура эмиссии.