logo search
GosFinance4kurs

Управление государственным долгом: понятие, принципы и основные методы.

Управление гос. долгом – сов-ть фин. мероприятий гос-ва:

- по погашению займов;

- по организации выплат долгов по ним;

- по изменению условий и сроков ранее выпущенных

займов;

- по размещению новых долговых обязательств.

К мероприятиям по У.г.д. относятся: политика

рефинансирования, конверсия займов, консолидация,

аннулирование и унифицирование займов.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно произв-ся

за счет бюдж. ср-в. Однако в усл-ях значительного роста гос.

задолж-ти и нарастающих бюдж. трудностей страна может

прибегнуть и к рефинансированию гос. долга. Под

рефинансированием понимается погашение старой гос.

задолж-ти путем выпуска новых займов. Активно рефин-е

применяется при выплате %% и погашений по внеш. части

гос. долга. Однако непременным усл-ем предоставления

новых займов явл. хорошая репутация страны-должника в

кругах междунар. фин. рынка, ее эконом. и полит.

стабильность. Конверсия займа — изменение доходности

займа путем снижения или повышения процентной ставки

дохода, выплачиваемого гос-вом своим кредиторам.

Консолидация займа — изменение гос-вом сроков

действия ранее выпущенных займов. Возможно совмещение

консолидации с конверсией. Унифицирование займов

обмен неск-ких ранее выпушенных займов на один новый.

Аннулирование — полный отказ гос-ва от своих долг.

обяз-в внутри страны. Такой метод У.г.д. применяется

крайне редко. Отсрочка погашения займа проводится в

усл-ях, когда дальнейшее активное развитие операций по

выпуску новых займов не имеет фин. эф-ти для гос-ва. Это

происх. в тот момент, когда прав-во уже выпустило

слишком много займов и условия их эмиссии не были

достаточно выгодны для гос-ва: большая часть поступлений

от реализации облигаций новых займов напр. на выплату

%% и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы

разорвать этот круг прав-во объявляет об отсрочке

погашения займов, к-рая отличается от консолидации тем,

что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения,

но и прекращается выплата доходов. Во время

консолидации займов владельцы облигаций продолжают

получать по ним свой доход. Конверсия, консолидация,

унификация обычно осущ. только в отнош. внутр. займов.

Отсрочка погашения обяз-в возможна и по отнош. к внеш.

задолж-ти.

Обслуживание долга – это комплекс мероприятий гос-ва по

погашению займов, выплате %% по ним и изменению

условий погашения выпущенных займов.

Гос-во заботится об эф-ти гос. кредита. Эф-ть кредита

опред.по формуле:

´100,

-

=

Р

Э П Р

где П – поступления по системе гос. кредита;

Р – расходы по системе гос. кредита.

Следует учитывать также положит. воздействие гос.

кредита на сост-е бюджета гос-ва и ден. обращения страны,

укрепление доверия нас-я к фин. деят-ти гос. структур и в

итоге на благопр. тенденции в эконом. развитии общ-ва.

По внешнему гос. долгу опред. коэф-т его обслуживания

отношение всех платежей по задолж-ти к валютным

поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраж. в

%%.

Внеш.долг

Годовой объем экспорта

Безопасный уровень обслуж-я гос. долга – до 25% (в 2005 г.

в РФ этот пок-ль 35%). Однако в 2007 г. доля гос. долга в

ВВП РФ сост. менее 9%, что считается безопасным, а к 2010

г. планируется снизить ее до 2,8%.

Второй показатель:

.

Объем ВВП

Объем внеш долга

Отражает уровень долг. нагрузки. Чем он выше, тем больше

ср-в приходится стране тратить не на свое развитие, а на

выплату долг. обяз-в перед кредиторами. При превышении

этого пок-ля 60% платежеспособность страны оценивается

как сомнительная. В РФ до кризиса 98 г. – 70%, 2000 г. –

62,8%, 2005 г. – 21%.

Изготовление, хранение и рассылка облигаций гос. займов

возложены на соотв. подразделения министерства

финансов, реализация ценных бумаг гос-ва – на банковскую

систему. Внеш. облигац. займы на иностр. ден. рынках от

имени гос-ва-заемщика размещаются, как правило,

банковскими консорциумами. Межправительственные

займы обычно явл. безоблигационными.

Проблемы управления гос. внеш. долгом России:

· необходимость оценки параметров и

реструктуризации долга (бремя погашения ложится на

следующие поколения);

· применение стандартных методов управления внешним

долгом оказалось недостаточным (согласно стандартным усл-

ям предоставления займов, должник не имеет права на

досрочный выкуп своих долгов);

· операции по переуступке требований по долгам по

отношению к России (более половины долгов можно

отнести к безнадежным);__

неурегулированность вопроса об источниках

обслуживания и погашения задолж-ти (Осн. источником

выступают бюдж. ср-ва, но выплаты не были учтены в

полном объеме в федер. бюджете);

неэффективна система оперативного управления

внешним долгом;

Прав-во России не создало единую систему

полноценного и достоверного учета всех гос. долговых

обяз-в;

информация о долге по большей части закрыта для

общественности, что вызывает затруднения при анализе;

фин. система испытывает недостаток

высококвалифиц. специалистов по работе с гос. долгом, по

упр-ю регион. и внеш. заимствованиями.

Меры для оптимизации решения проблем гос. долга:

Передать ф-цию оперативного упр-я гос. долгом от

Минфина в ведение самост. гос. структуры (позволит

решить проблему выкупа долга, не затрагивая двусторонний

гос. уровень);

Совершенствовать систему обслуживания гос. долга

путем ее коммерциализации;

Ввести единую систему централиз. учета дебит. и

кредит. задолж-ти гос-ва (активизация деят-ти по возврату

кредитов, предост. ранее СССР развивающ. странам и Рос.

Фед-ей странам СНГ);

Улучшить состояние источников обслуж-я внеш.

долга;

Детально рассмотреть политику заимствования

субъектов Федерации;

Разработать альтернат. варианты политики упр-я

внеш. обяз-вами для случаев резкого ухудшения ситуации

на мировых товарно-сырьевых и фин. рынках;

Совершенствовать рос. законод-во в плане расширения

и уточнения актов о гос. внеш. заимствованиях, а также с

целью формирования надежного нац. рынка производных фин.

инструментов;

Организовать подготовку квалифиц. специалистов в

области управления внеш. долгом.__

  1. Установление равновесия между товарным и денежным рынком.