logo search
Настольная книга дефектолога

Букварный период обучения грамоте незрячих школьников

Чтение

Тема: звук [а], буква а.

Цель: познакомить со звуком [а], буквой а; закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; закрепить слого-звуковой анализ; развивать осязание и мелкую моторику рук; формировать навык обследования различных видов наглядности.

Средство обучения: «Русская азбука», касса, цветок астры, аппликация астры.

Комментарии к уроку

Знакомство учащихся с первой буквой алфавита обусловливает необходимость начать формирование навыка работы с кассой. С первого урока следует добиваться того, чтобы незрячие учащиеся быстро и правильно могли подготовить кассу к началу работы или к ее завершению, располагать правильно руки на строке при чтении букв, раскладывать пластинки в нужные ячейки.

На этом уроке необходимо учить детей ориентироваться на странице «Русской азбуки».

Важным на уроке служит работа по формированию, развитию и коррекции предметных представлений. Целесообразным является использование на уроке натурального предмета, аппликации и рельефного рисунка.

В классах, где есть дети с остаточным зрением, целесообразно использовать цветные рельефные рисунки.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Повторение.

— На какие две группы можно разделить все звуки?

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

3. Выделение звука [а].

а) Игра «В саду» или «Цветы».

— Какие цветы вы знаете?

— Какие цветы растут у вас в саду?

— Опишите свой любимый цветок.

б) Обследование цветка астры. Учитель раздает каждому ученику цветок и называет его.

Обследование цветка: части цветка, обследование лепестков, описание цветка астры.

Знакомство с аппликацией астры (части цветка).

в) Слого-звуковой анализ слова астра.

— Разделить слово на слоги.

— Назвать первый слог, второй.

— Каким звуком начинается первый слог? Произнесите его хором.

— Какой это звук?

— Почему вы так думаете?

— Произнесите второй слог. Назовите гласный звук.

4. Игра «Услышим звук».

Если в слове есть звук [а], необходимо хлопнуть в ладоши. Указать место звука в слове (в начале, в середине, на конце слова).

Слова: тюльпан, василек, флоксы, кактус, роза, мак и т.д.

— Какое слово лишнее? Почему?

5. Знакомство с буквой а.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Гласный звук [а] на письме обозначается буквой а.

Работа с кассой

1) Взять кассу и правильно положить. Открыть кассу.

2) Определить место буквы а в кассе (1 ряд, 1 ячейка).

3) Учитель раздает каждому пластинку с буквой а. Ученик кладет ее в ячейку.

4) Учитель раздает еще по одной пластинке с буквой а. Ученики выставляют букву на линейку в кассе.

5) Чтение буквы а, определение количества точек.

6) Учитель называет, какой точкой обозначается буква а.

7) Отделить букву а на линейке кассы пустой пластинкой (7 ряд, 3 ячейка) и поставить еще одну пластинку с буквой а.

8) Поставить обе руки на линейку и читать букву а слева направо.

9) Разложить пластинки в нужные ячейки.

10) Закрыть кассу и отодвинуть на правый верхний край парты.

6. Работа с «Русской азбукой»

1) Чтение буквы а.

Найти верх страницы, опускать руки сверху вниз до нахождения строки.

— Поставить обе руки на строчку.

— Читаем слева направо. Находим шеститочие и рядом букву а.

— Читаем всю строку.

2) Обследование рельефного рисунка астры.

7. Итог.

— С каким звуком познакомились?

— Какой он?

— Как обозначить на письме звук [а]?

— Как пишется буква а? Какими точками обозначается?

— В какой ячейке и в каком ряду находится?

Письмо

Тема: письмо буквы а.

Цель: научить писать букву а; продолжать работу над звукобуквенным анализом, ориентировкой на колодке-шеститочии и в приборе прямого чтения и письма.

Средства обучения: колодки-шеститочия, приборы прямого письма и чтения, письменные приборы, грифели.

Комментарии к уроку

На данном уроке и последующих, когда вводится написание новой буквы, весьма желательно использование прибора прямого письма и чтения. Этот прибор оказывается крайне эффективным техническим средством, способствующим формированию точного написания буквы, прежде всего возможностью контроля за знакообразованием.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Игра «Выбери имена».

— Назовите ваши имена.

— В котором из них слышится звук [а]?

— Произнесите эти имена по слогам.

— Укажите в каждом слове слог, содержащий звук [а].

— Поясните, в каком слове звук [а] является ударным?

3. Письмо буквы а на колодке-шеститочии.

— Правильно расположите колодку-шеститочие для письма.

— Найдите в клетке место точки 1. Укажите его стержнем грифеля.

— Напишите точку 1.

— Эта точка обозначает букву а.

— Затрите написанную точку.

— Еще раз напишите букву а и поясните вслух свои действия.

— Прочитайте на колодке-шеститочии букву а.

— Самостоятельно еще раз напишите букву а и покажите ее запись (учитель проверяет).

4. Письмо и чтение буквы а на приборе прямого письма и чтения.

— Правильно расположите прибор перед собой, поясните, как это сделали.

— Где расположена часть прибора для письма? Для чтения?

— Найдите первую рабочую строку для письма.

— Покажите первую клетку рабочей строки.

— Установите в ней грифель.

— Как в этой клетке написать букву а?

— Напишите букву в последующих четырех клеточках. Прочитайте двумя руками написанные буквы а на панели для чтения.

— Затрите написанное. Закройте прибор, отодвиньте его.

5. Письмо буквы а на письменном приборе Брайля.

— Приготовьте письменный прибор для записей. Заложите в него бумагу.

— Найдите рабочую строку и в ней первую клетку.

— Установите стержень грифеля в первой точке и напишите букву а. Поясните действия (Находим правый верхний угол клетки. Устанавливаем в нем острие стержня грифеля. Прокалываем точку 1 и пишем букву а).

— Запишите под диктовку букву а со второй по двенадцатую клетку.

— А теперь самостоятельно напишите букву а во второй половине рабочей строки, пропуская между ними пробельную клетку.

— Достанем лист бумаги из прибора.

— Читайте вслух букву а на первой половине строки, а затем на второй.

— Что надо сделать для прочтения буквы а?

6. Итог.

— Какую букву вы научились писать?

— Какой точкой записывается буква а?

— Что обозначает буква а?

— Что надо сделать, чтобы прочитать букву а? (Надо назвать звук [а], произнести его).

Предметный урок

Тема: «Белка»

Цель: сформировать пространственное представление о белке; создать чувственную основу представления; продолжать обогащать словарный запас слепых детей; развивать устную речь; закреплять аппарат двуручного осязательного обследования.

Средство обучения: чучело белки, рельефно-графические рисунки животных, рельефно-графический рисунок белки, статуэтки, аппликации и мягкие игрушки, изображающие белку в разных позах, орехи, шишки.

Комментарии к уроку

На этом уроке учитель направляет свои усилия на создание у слепых школьников адекватного реальному животному представления о нем, опираясь на восприятия учащимися модельных средств наглядности: начиная с чучела белки и кончая ее рельефно-графическим изображением.

Существенным компонентом методики формирования представления у слепого ученика на таком уроке является применение широкого диапазона наглядных средств обучения, ведь одни из средств более точно передают форму зверька, другие — его размеры, третьи — различные позы, четвертые — элементы поведения, характер.

Наконец, необходимо отметить художественно-эстетический потенциал комплекса применяемых наглядных средств обучения, реализация которого на таком уроке позволяет пробудить у слепого ребенка нежные, любовные, бережные чувства к живому существу, к животному, в частности.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Распознавание рельефно-графических изображений животных, знакомых детям по предыдущим урокам.

На листе изображены животные: лиса, волк, заяц, медведь. Учитель предлагает отгадать загадки и показать на рисунке свою отгадку. При этом слепой ученик должен показать на рисунке характерные для данного животного части, свойства и пр.

3. Краткая беседа о диких животных.

— Каких животных вы видите на рисунке?

— Где они живут? (в лесу).

— Какие еще животные живут в лесу? (Дети называют, в том числе и белку).

4. Обследование чучела белки. Обследование чучела белки происходит под руководством учителя.

Краткая установочная беседа с учеником о порядке обследования, о фрагментах наиболее пристального и тщательного восприятия, об аккуратном и бережном отношении, об осторожном прикосновении и других требованиях к обследованию руками. Акцентирование внимания учеников на характерных чертах животного.

Далее учитель предлагает сделать по свежим впечатлениям словесное описание белки, отметив внешний вид, размеры, окрас, характерные особенности строения тела, форму, другие особенности.

5. Соотнесение изображений с обследованным предметом.

Сопоставление мягкой игрушки с чучелом, выявление сходства и различия. Рассматриваются статуэтки белочки, сравнение их с чучелом. Обследование рельефно-графического рисунка в учебнике, сопоставление с чучелом. Уточнение информации рисунка в сравнении с чучелом белки.

6. Рассказ учителя о жизни и повадках белки, о ее особенностях как животного.

Чтение отрывков из произведений В. Бианки, М. Пришвина и др.

Беседа по закреплению полученных сведений. Чтение стихов о белке, например, из произведений А. С. Пушкина.

7. Итог.

— Чему был посвящен наш урок?

— Что вы узнали о белочке?

— Откуда вы получили эти сведения о белке?