logo search
лекции ПФВиС 2012

2.6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптималь­ная загруженность школьников на уроке.

Создание пол ожительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школь­ников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к фи­зической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятель­ности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.

  1. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влия­ют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шут­ку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамей­ках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Из­лишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконеч­но шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения уче­ников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

  2. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учеб­ных задач становится практически невозможным. Сильные эмо­ции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следу­ет, определив их место, форму и меру.

Упражнения в соревновательной форме рекомендуется плани­ровать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.

Игра — это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваи­вают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способ­ности. На уроках с младшими школьниками важно использовать , сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игро­вой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность с оздаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными пра­вилами и условиями выполнения, затем полностью соответству­ющие реальным требованиям.

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Из­вестно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить средства и ме­тоды проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержа­нию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходь­бы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части урока).

Правильная постановка задач урока. Исследовате­ли проблем, связанных с изучением проявлений активности школь­ников на уроках физической культуры, отмечают снижение учеб­ной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошиб­ки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие".

Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:

1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществля­ется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений однокласс­никами;

2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.