6. Метод анкетирования в педагогической психологии
Метод анкетирования является одним из методов педагогической психологии. Это эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.
АНКЕТА (от фр. enqukte — расследование, дознание, анкета; англ, questionnare) — разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса, включающий: а) указание организации, проводящей опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но необязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели опроса и его адресата. Объем анкеты варьирует от 2-3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. Анкеты малого объема чаще линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации. Синонимами слова «анкета» являются слова «вопросник», «опросник», «опросный лист».
Анкета это метод получения экспресс-информации. Быстро, но поверхностно. Можно проводить многократно. Порядок следования вопросов чаще всего случайный. Подвергается качественной и количественной обработке.
Анкетер — лицо, непосредственно проводящее анкетный опрос.
Существенная особенность анкетирования — опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим» от лат. responsare — отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
В зависимости от числа одновременно опрашиваемых анкетирование может быть групповым или индивидуальным.
По процедуре анкетирование может быть очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому анкетированию (рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому анкетированию (респонденты вырезают опубликованную в периодическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю).
Анкетирование может быть анонимным или персонифицированным (обычно 1-й побуждает респондента к большей откровенности). А так же устным или письменным.
Типы анкет: 1. Открытые. 2. Закрытые (альтернативные или развернутые) 3. Смешанные 4.Утверждения с ответом.
Требования: краткость вопроса, ясность формулировки, желательна шкала лжи.
Надежность анкетных опросников зависит от:
-Распространенность их в обществе.
-Правильный выбор адресата.
-Умение мотивировать респондента.
-Соответствие вопросов цели и задачи.
-Должны быть соблюдены правила построения опросника.
-Понятность инструкций и вопросов.
-Полнота и сбалансированность списка ответов.
-Использование разных типов вопросов.
-Отсутствие намеков на желаемый результат.
Достоинства. Сравнительная экономичность. Возможность охвата больших групп исследуемых. Применимость к самым различным сторонам жизни людей. Хорошая формализуемость результатов. Минимум влияния Э на И.
Недостатки. Невозможность контролировать процесс заполнения анкет, двухсмысленность вопросов, сложный процесс сбора при заочных анкетах, сложность интерпретаций.
О составлении анкеты. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную. Достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Можно получить результаты, отклоняющиеся от результатов опроса всей группы не более, чем на 3-4% в обе стороны. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты – как правило, коллективная работа. Первый этап в разработке – определение содержания анкеты. Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок. Второй этап в разработке анкеты – выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми – позволяющими строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме, и закрытыми – допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». По функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими и пр.
Анкетирование проводится в виде письменного и устного опроса и как средства психодиагностики детей имеют свои особенности. Главная из них состоит в том, что ответы детей на предлагаемые вопросы изменчивы и зависят от многих обстоятельств. Сильное влияние на них оказывает понимание детьми обращенных к ним вопросов, мера осознания изучаемых качеств. Применяя метод анкетирования на практике необходимо добиваться того, чтобы дети правильно и однозначно их понимали. Это особенно важно тогда, когда с помощью опросов изучаются психология и поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психолог или педагог, проводящий опрос, предварительно должен выяснить, правильно ли дети понимают обращенные к ним вопросы, и дать необходимые разъяснения прежде, чем дети начнут сами отвечать на его вопросы.
Применение метода анкетирования в психодиагностических целях нередко затруднено или вообще невозможно из-за недостаточного уровня развития самосознания детей. Так, например, большинство детей вплоть до старшего школьного возраста не в состоянии правильно оценивать мотивы своих поступков. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают у себя многие черты характера, и зачастую бессмысленно напрямую спрашивать их о том, какие качества личности им присущи. Для изучения психологических свойств и особенностей, недостаточно осознаваемых самими детьми, необходимо применять не опрос, а иные, более надежные средства исследования: тесты, анализ документов, изучение продуктов деятельности, эксперимент.
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.