logo search
Любовь Харина Тема сюжетно

Введение

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности..

Причины такого положения с игрой, объясняют Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. Прежде всего, это связано с переходом отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет сюжетно-ролевой игре «освободиться» от чисто дидактической функции «проработки» знаний.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт - и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время - большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.

Поэтому перед нами возникла проблема каково значение сюжетно-ролевой игры в развитии произвольной памяти дошкольника.

Объектом исследования выступает процесс развития произвольной памяти.

Предметом исследования является сюжетно-ролевая игра, как метод развития произвольной памяти.

Гипотеза исследования: Обогащению содержания сюжетно-ролевых игр будет способствовать повышение педагогического мастерства в процессе работы при следующих условиях:

Если содержание и форма педагогической работы позволяет каждому расширить свой профессиональный кругозор, проявить творчество, занять рефлексивную позицию;

Если педагогическая работа предполагает разные формы консультирования, обеспечивающих углубление теоретической подготовки и овладение практическими приемами;

Если содержание и форма консультирования ориентированны на:

- современные требования к профессиональным и личностным качествам педагога;

- личностные и профессиональные особенности каждого педагога.

Цель исследования: выявление возможностей педагогической работы в обогащение сюжетно-ролевых игр детей путем повышения педагогического мастерства.

Исходя из поставленной цели нами были сформулированы задачи:

1.Дать психолого-педагогическую характеристика сюжетно-ролевой игры как метода развития произвольной памяти у дошкольников.

2.Изучить понятие, виды памяти.

3.Рассмотреть особенности сюжетно-ролевой игры.

4.Исследовать уровень развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста.

5.Разработать программу развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевых игр.

При подготовке выпускной квалификационной работы нами применялись методы изучения литературы, тестирования, индивидуальная беседа, наблюдение, шкалирование.

Новизна исследования заключается в том, что составлена и апробирована программа повышения уровня развития произвольной памяти на основе сюжетно-ролевой игры.

Практическая значимость заключается в возможности применения сотрудниками детских садов разработанной нами программы повышения уровня развития произвольной памяти.

Теоретической базой для подготовки работы послужили труды таких авторов как Белопольская Н. Л., Богуславская З.М., И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной, Запорожец А.В., Зеньковский В.В., Леонтьев А.Н., Михайленко Н.Я., Мухина В.С., М.А. Васильевой, Бадалян Л., Миринов А., Выготский Л.С., Лебедева С.О., Смирнов А.А., Шлычкова А.Н.