logo search
По педагогике (для чтения)

Методология педагогической науки.

Методология - система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности.

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

Второй уровень общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Четвертый уровень — технологическая методология составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. Методы:

1.Общенаучные методы исследования: анализ и синтез; индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному); сравнение; аналогия; классификация; экстраполяция (перенос одной части явления на др.); абстрагирование.

2.Методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент.

3.Методы математической обработки: шкалирование, ранжирование и т.д. Используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

Общенаучные методы исследования:

Классификационный анализ – позволяет систематизировать и классифицировать явления на уровне сходства и повторяемости.

Анализ отношений. Этот метод анализа отношений предполагает исследование взаимоотношений между различными сторонами процесса или явления.

Казуальный анализ. При казуальном анализе важным является определение причинных связей между процессами и явлениями.

Диалектический анализ – определяется тем, что явление рассматривается во всеобщих взаимосвязях и развитии, и изучение анализа приводит к пониманию действительности как целого.

Индукция. Такой метод, при котором происходит систематизация научных знаний, полученных в результате опытных практических действий. Эмпирическое научное знание приводит в итоге к теоретическому знанию, что представляет собой определение общих положений из известных частных мнений, полученных также в результате опытных практических действий, т. е. путь исследования от частного к общему.

Дедукция. Такой метод исследования, при котором выделяется определение одного главного положения из существующих нескольких положений. Данные положения и утверждения принимаются учеными как истинные, основанные на принципах закономерности и последовательности, т. е. это путь исследования от общего к частному, процесс логического вывода.

Методы педагогического исследования.

Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педагогического процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов.

Этапы наблюдения: 1) Определение задач и целей; 2) Выбор объекта, предмета и ситуации; 3) Выбор способа наблюдения; 4) Выбор способов регистрации наблюдаемого; 5) Обработка полученной информации.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа является дополнительным методом исследования, который используется с целью выявления и получения необходимой информации, оказавшейся недостаточной при наблюдении.

Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.

Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода педагогического исследования с целью определения педагогической продуктивности исследования. Эксперимент играет особую роль в педагогических исследованиях.

1. Исследование причинно-следственных связей в педагогических процессах.

2. Моделирование педагогических процессов и условий его протекания.

3. Активное влияние ученого на педагогический процесс.

4. Определение обратной связи, итогов педагогического влияния.

5. Повторяемость педагогических явлений и процессов.

Виды эксперимента:

1. Констатирующий эксперимент – цель - выявление исходного состояния объектов исследования; используется диагностические методы исследования.

2. Формирующий эксперимент – цель - выявить эффективность нового педагогического метода, приема, содержания средства.

3. Контрольный эксперимент – цель - проверка повторяемости результатов контрольного эксперимента.

Этапы эксперимента.

1. Теоретический этап, определяющий суть проблемы, цели, объект, его задачи и гипотезы.

2. Методический этап – это этап формирования методики исследования и ее плана.

3. Собственно эксперимент, что означает проведение серии опытов с процессом создания экспериментальных явлений, процесс наблюдения, а также управление практическим опытом и выявление уровня реакций испытуемых.

4. Аналитический этап представляет собой анализ количественного и качественного результатов.

Методы математической обработки. 1. Регистрация – подразумевается подсчет определенных качеств у каждого члена группы и подсчет количества тех, у кого данное качество отсутствует.

2. Ранжирование – предполагает расположение имеющихся информационных данных в определенной последовательности с учетом определения места в этом ряду каждого из исследуемых.

3. Шкалирование – это введение цифровых данных в результативную оценку отдельных сторон педагогических процессов.