logo search
лекции ПФВиС 2012

3.2.Психологические особенности двигательных навыков

Значительное место в любом виде спорта занимает процесс выработки двигательных навыков, что составляет основу техни­ческой подготовки спортсменов. Двигательные навыки — это зау­ченные двигательные действия, имеющие осознанный автомати­зированный характер. Двигательный навык — это действие, дове­денное в процессе упражнения до высокой степени совершенства, выполняемое точно, экономично, качественно. Овладеть двига­тельными навыками (другими словами, техникой физических уп­ражнений) — значит научиться управлять двигательными действи­ями, регулировать их в пространственных и временных парамет­рах с определенной интенсивностью прилагаемых усилий.

Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические особенности.

1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит из ряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия. Он подчиняет составляющие элементы основной задаче выполняемого действия и превращает их в средство для осуществления этой задачи.

Например: в легкой атлетике прыжок в высоту состоит из разбе­га, отталкивания, полета и приземления. Двигательный навык, вы­полняющий основную задачу (перепрыгнуть через планку), состо­ит в целостном действии (прыжок в высоту). Здесь разбег, отталки­вание, полет и приземление — средства осуществления этой задачи.

2. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень совершенства:точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений — координированность по пространственным, временным и силовым компонентам.

Устойчивость навыка — низкая подверженность воздействиям сбивающих факторов. Гибкость навыка -разнообразие способов выполнять действия, которые целесообразно применить в зависи­мости от изменения условий.

  1. Автоматизм. Двигательные навыки следует довести до ав­томатизма, не исключая при этом функцию сознания.

  2. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда должны быть осознанными.

Процесс образования навыков и использование их в деятель­ности — сознательный процесс.

В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут выполняться автоматически (не­осознанно) или не автоматически (сознательно), с различной сте­пенью ясности. Вместе с тем все действие в целом всегда выпол­няется осознанно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты своей деятельности.