175 161Помогая детям пережить кризис, учитель будет: всегда выполнять свои обещания;
мягко добиваться, чтобы ребенок сам захотел сделать то что от него требуется; сотрудничать с учеником;
развивать самостоятельность, инициативность ребенка; избегать употребления фраз: «Ты еще маленький», «Не дорос еще, не твое дело»;
поддерживать и уважать достоинство маленького человека. Учитель никогда не собьется на перепалку или ссору с учеником.
Итак, кризис — неизбежная часть развития каждого ребенка. «Кризис-7» накладывается на начало школьного обучения и переживается детьми особенно трудно. Задача учителя в этот момент сделать все от него зависящее, чтобы помочь ребенку справиться с возникшими трудностями.
Для работы с детьми
Диагностические методики Название: Так или так? Форма, метод: Тест-игра.
Цепь: Самооценка некоторых взглядов, действий, решений. Модификации могут быть многоцелевого назначения. Оборудование: Распечатка теста.
Утверждения | Да | Нет |
Ко мне относятся не так, как я этого заслуживаю |
|
|
Я стараюсь, но моих стараний не замечают |
|
|
Своими успехами я обязан только самому себе |
|
|
Я не помогаю другим, пускай каждый заботится о себе сам |
|
|
Я могу контролировать свое поведение |
|
|
К моему мнению прислушиваются другие дети и учительница |
|
|
К моему мнению в классе никто не прислушивается |
|
|
Во всех своих неприятностях я виню только самого себя |
|
|
Я могу самостоятельно принимать решения |
|
|
Я лучше других учеников класса |
|
|
Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 мин).
Вариации: Учитель может поставить те вопросы, которые его интересуют. От класса к классу задания усложняются.
Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая (завышенная) самооценка, 6—8 баллов — умеренная, меньше — низкая самооценка.
Выводы: Дети, которые не могут свободно выбирать то, что им нравится или хочется, растут пассивными и беспомощными. У детей, которые могут влиять на ситуацию, самостоятельно выполнять задания и принимать решения, лучшее моральное состояние. Ученики, которые могут сами контролировать ситуацию, не совершают много нарушений.
Только для первоначальных представлений. Дополняется сведениями, полученными с помощью методов исследования.
Название: Мне разрешается, мне запрещается. Форма, метод: Тест-игра.
Цель: Оценка действий старших. Модификации могут быть многоцелевого назначения.
Оборудование: Распечатка теста.
Дома мне разрешают (или запрещают) | Разрешают | Запрещают |
Носить с собой ключи от входной двери |
|
|
Включать и выключать телевизор в любое время |
|
|
Принимать ванну, когда я захочу |
|
|
Зажигать и выключать свет |
|
|
Передвигать мебель, как мне захочется |
|
|
Есть в любое время, когда я захочу |
|
|
Приходить и уходить из дому, когда мне захочется |
|
|
Ложиться спать после 10 час. вечера |
|
|
Открывать и закрывать окна, балконные двери |
|
|
Включать магнитофон, когда мне захочется |
|
|
176
Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 мин.).
Вариации: Учитель может поставить те вопросы, которые его интересуют. От класса к классу задания усложняются.
Обработка результатов: Информация к размышлению.
Выводы: Дети, которые могут сами контролировать ситуацию (передвигать стулья, закрывать и открывать окна, включать и выключать телевизор, зажигать свет) растут более инициативными. Но все должно быть в меру, есть ограничения (например, ложится спать после 10 час. вечера). Вседозволенность так же вредна, как и всезапретность.
Только для первоначальных представлений. Дополняется сведениями, полученными с помощью других методов исследования.
- Классификация отклоняющегося поведения
- Внешний вид
- Эмоциональные состояния
- 1 Кащенко в.П. Педагогическая коррекция... С. 45. 158
- 159Никакой опасности ни для детей, ни для окружающих и не должны нас беспокоить.
- Для работы с детьми
- Непослушание шалость озорство проступок негативизм упрямство капризы своеволие грубость дерзость недисциплинированность правонарушения
- 167 Основные методы и приемы коррекции:
- 171 Времени, на которых совершаются качественные скачки, называ„ ют кризисными.
- 175 161Помогая детям пережить кризис, учитель будет: всегда выполнять свои обещания;
- 177Проблемы адаптации детей к школе
- 179Обсудим профессиональный секрет
- I Однако во время учебы привычные ожидания не подтвер-яаются. Учительница со всеми учениками обращается ровно,
- 183Ний. Клички возникают и в классе, служат для учителя источ ником постоянной головной боли, потому что из-за них про. Исходят постоянные обиды, драки.
- 1 «Гнутые, не принятые коллективом дети ожесточаются и
- Проверим себя
- Прочитаем дополнительно