logo search
Корнетов Базовые модели обр

1.5. Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования

Категории «воспитание» и «обучение» являются важнейшими понятиями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу, подсистемы целенаправленно организованного процесса образования человека. Речь в данном случае естественно идет о воспитании в узком педагогическом смысле, ибо, по словам В.В. Краевского, только оно находится в одном ряду с обучением на том же уровне47.

Проблема соотношения воспитания и обучения существенно значима для педагогической мысли. Еще Платон в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать - искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»48. При этом под воспитанием он понимал формирование у ребенка позитивного отношения к тому, чему его обучают, приобщая к знаниям и способам деятельности.

В последующие столетия многократно делались попытки дать определения воспитанию и обучению, развести эти процессы, проанализировать их соотношение. Не ставя перед собой задачу сколько-нибудь исчерпывающи проанализировать имеющиеся в научной литературе точки зрения по этому вопросу, рассмотрим некоторые перспективные подходы к его решению, развиваемые отечественными учеными в конце 80-90-х гг.

И.Я. Лернер, рассматривая проблему соотношения обучения и воспитания, исходил из того, что эти процессы представляют собой тождество, единый целостный объект, отличающийся спецификой содержания и закономерностей усвоения отдельных составных частей, а также общими закономерностями как целостного явления49. Аргументируя свою точку зрения, И.Я. Лернер утверждал, что и обучение, и воспитание решают одну и ту же главную задачу ( передачу подрастающим поколениям социального опыта, состав которого, по его мнению, одинаков. Опыт состоит из четырех компонентов. К ним относятся, во-первых, знания; во-вторых, опыт осуществления способов деятельности, воплощенный в репродуктивных умениях и навыках; в-третьих, опыт творческой деятельности; и, наконец, в-четвертых, опыт эмоционально-ценностных отношений.

Однако, подчеркивал И.Я. Лернер, известное различение рассматриваемых понятий оправданно. Это определяется тем фактом, что компоненты социального опыта могут быть наполнены различным объемом и поэтому находятся в разном соотношении. Обучение и воспитание, будучи идентичными по составу компонентов содержания социального опыта, различаются конкретным наполнением знаний, умений и видов проблем. Их, по словам И.Я. Лернера, можно отличать только в том, что воспитание обращено на систему знаний о нормах поведения, оценок отношения к миру и общественным ценностям в целом, а обучение стремится обеспечить усвоение знаний, умений, опыта творческой деятельности и отношения к процессу усвоения как ценности безотносительно ко всей системе социальных ценностей, определяющих восприятие и поведение.

Таким образом, с точки зрения И.Я. Лернера, понятия "обучение" и "воспитание" отражают разные характеристики одного и того же явления - трансляции социального опыта как процесса и результата. Полноценное воспитание - это такое обучение всем компонентам социального опыта, при котором их содержание обращено на нормы поведения, отношение к миру и систему ценностей. Полноценное обучение - это воспитание, обращенное на все компоненты социального опыта, обеспечивающие не только знания, умения и готовность к творчеству, но и отношение к учебной деятельности как ценности. Воспитанность и обученность, по мнению И.Я. Лернера, являются идентичными понятиями с различным акцентом, объем которых обусловлен объемом и характером усвоения содержания образования.

Анализируя проблему соотношения обучения и воспитания, В.В. Краевский обращает внимание на то обстоятельство, что педагог решает две взаимосвязанные задачи - подготовку детей к жизни и включение их в жизнь. По его мнению, обучение решает первую задачу, а воспитание - вторую. При этом воспитание решает свои задачи по передаче элементов социального опыта не посредством включения детей в формы деятельности, как они протекают в реальном мире, а через их моделирование, схематизацию, создание искусственных учебных ситуаций, искусственность которых очевидна для учащихся. Воспитание же предполагает не формализацию, а «всамделишное» переживание детьми воспитательных ситуаций, их реальное проживание. При этом В.В. Краевский акцентирует внимание на единстве воспитания и обучения, которое реализуется через их различие50.

Коллектив авторов под руководством В.А. Петровского, по собственному признанию, предлагает нетрадиционную трактовку процессов обучения и воспитания51. Обучение интерпретируется как трансляция инструментов жизни, то есть создание фонда «могу», а воспитание - как приобщение к кругу общечеловеческих ценностей, то есть создание фонда «хочу». В качестве основания для поиска такой формы активности, в которой «хочу» и «могу» выступают совместно, поддерживают друг друга и переходят друг в друга, предлагается рассматривать устремления человека.

В данном контексте устремления (это направленность человека на продуцирование таких действий, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение. Здесь сама возможность действия превращается в побуждение («могу» превращается в «хочу»), а удовлетворение желания действовать порождает рост возможностей действия. При определенной организации среди устремления приобретаются качества не только самоценности, но и неограниченной воспроизводимости. Обучение и воспитание, таким образом, оказываются взаимосвязанными процессами или сторонами одного процесса, порождающего условия, в которых разворачиваются и реализуются аналогичные формы активности.

Б.М. Бим-Бад и А.В. Петровский рассматривают обучение и воспитание как стороны единого процесса образования52. Согласно их точке зрения, обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке благодаря овладению объективными значениями элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла («значения для меня») того, что усваивается в ходе образования. В то же время, подчеркивают авторы, любое усвоение ценностей невозможно без обучения. Таким образом, делают вывод Б.М. Бим-Бад и А.В. Петровский, семиотическое и аксиологическое начала с необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах. Реализация семиотических начал осуществляется в процессе обучения, а аксиологических — в процессе воспитания.

Как две подсистемы образования трактовал обучение и воспитание О.С. Газман53. Он различал обучение и воспитание в рамках единого процесса образования по трем основаниям. Во-первых, как диаду «искусственность - естественность» образовательного материала. Обучение имеет дело преимущественно с искусственными - знаковыми, же опирается на реальные межличностные социальные символическими, схематизированными объектами и системами. Воспитание отношения, процессы, явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Во-вторых, по мнению О.С. Газмана, в акте обучения преобладает логический, когнитивный компонент. В акте воспитания преобладает ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный, поведенческий компонент. В-третьих, в процессе обучения осуществляется усвоение знаний, умений, способов познавательной и предметно-технологической деятельности, а в процессе воспитания преобладает обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм отношений. В этом смысле, подчеркивает О.С. Газман, можно говорить об обучении как системе формирования интеллектуальных и технологических способностей, а о воспитании как процессе влияния на становление характера человека. В целостном процессе образования, делает вывод О.С. Газман, обучение направлено на формирование «образа действия», а воспитание - на формирование «образа жизни».

Анализируя приведенные точки зрения на соотношение воспитания и обучения, можно сделать вывод о том, что они не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга, акцентируя внимание при рассмотрении этих процессов на их различных аспектах (сторонах, гранях, нюансах). При этом и И.Я. Лернер, и В.В. Краевский, и В.А. Петровский, и О.С. Газман, и Б.М. Бим-Бад, и А.В. Петровский признают, что, во-первых, воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной отечественной литературе все чаще интерпретируется как образование. Во-вторых, и воспитание, и обучение есть целенаправленно организованные, то есть педагогические по своей сути, процессы развития человека. В-третьих, обучение преимущественно обращено к развитию интеллектуально-практической стороны человека, а воспитание - его эмоционально-ценностной стороны. В-четвертых, воспитание и обучение есть процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие друг друга.

Говоря о единстве воспитания и обучения в рамках целостного процесса образования, важно иметь в виду то обстоятельство, что воспитание в системе педагогической деятельности будет обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями будут ставиться и реализовываться цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться цели обучения. Это определяется самой природой педагогического процесса как процесса целенаправленно организованного и, соответственно, природой воспитания и обучения, являющимися его целенаправленно организованными подсистемами.

Выводы

Само бытие человека оказывается его образованием, или, иначе, образование человека и есть его бытие. Причем в образовании образовывается не только человек, но и культура, и социальные отношения, которые он постоянно продуцирует. Это обстоятельство определяет тот фундаментальный факт, что при рассмотрении образования внимание можно концентрировать как на непрерывном (и в тоже время четко фиксируемом) становлении человека, так и на воспроизводстве культуры и социальности. Антропологическая интерпретация образования есть его интерпретация как процесса и результата осуществления человека; культурологическая - как механизма наследования и воспроизводства культуры; социологическая - как общественного института и формы социального отношения.

Педагогическая интерпретация образования выдвигает на первый план проблему целенаправленной организации этого процесса, определения целей, путей и способов деятельности по созданию условий для развития человека, соотнесения полученных результатов воспитания и обучения с результатами заранее запланированными. Естественно, что педагогическая интерпретация образования может быть сколько-нибудь продуктивна лишь при полномасштабном учете его антропологического основания и неотъемлемого социокультурного контекста.

Вопросы и задания

        Литература Бадальянц О.В. Сущность образования // Образование в Сибири. 1995. № 1.

Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1995. № 1.

Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. М., 1995.

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.

Дьюи Д. Демократия и образования / Пер. сангл. М., 2000.

Корнетов Г.Б. Объект и предмет истории педагогики // История педагогики на пороге XXI века: историография, методология, теория. Ч. 1. Историографические и методологические проблемы историко-педагогической науки. М., 2000.

Краевский В.В. Методологические основания формирования педагогической теории. М., 1996.

Лернер И.Я. Об обучении и воспитании. М., 1988.

Петрова Г.И. Антропологические предпосылки современной образовательной деятельности // Образование в Сибири. 1995. № 5.

Философия образования / Отв. ред. А.Н. Кочергин. М., 1996.

41. Ильина Т.А. Предмет педагогики и методы научно-педагогических исследований // Педагогика. М., 1983. С. 7—8.

42. Образование // Педагогическая энциклопедия. М., 1966. Т. 3.

43. Луначарский А.В. Воспитательные задачи советской школы // О воспитании и образовании. М., 1976.

44. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. 1997. № 4.

45. Российская Федерация. Федеральный Закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. С. 1.

46. Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А. Педагогика в системе современного человекознания // Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. М., 1999.

47. Краевский В.В. Методологические основания формирования педагогической теории. М., 1996.

48. Платон. Софист // Собр. соч.: В 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 294; Платон. Законы // Там же. М., 1994. Т. 4. С. 91.

49. Лернер И.Я. Об обучении и воспитании. М., 1988.

50. Краевский В.В. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса // Теоретические основы обучения в советской школе. М., 1989. С. 35—37.

51. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. М., 1994. С.7—8.

52. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1995. № 1.

53. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. М., 1995. С. 27, 33.