logo search
По педагогике (для чтения)

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Способы построения содержания образования:

1. линейный - содержание образования разворачивается от простого к сложному, при этом обеспечиваетсяся взаимосвязь тем, а также требуется осуществление межпредметных связей.

2.концентрический - преподавание предмета разделено на 2 этапа: программа изучается в полном объеме; программа в концентрированном виде изучается вновь за короткий промежуток t, на высоком уровне сложности (история в школе).

3.центрический - программы выстраиваются на основе определенных тем.

4.спиралевидная, - темы разнопредметные, связываются между собой в виде спирали.

Принято выделять три основных уровня формирования содержания образования,  представляющих собой определенную  иерархию  в  его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

Учебный план - документ, в котором отражается состав и структура учебных дисциплин, порядок их изучения по годам, семестрам, формы организации обучения и контроля, количество часов. Состоит из 3 компонентов: федеральный, национый – региональный, дисциплины и курсы по выбору.

Учебный план.  На уровне общего теоретического представления государственный  стандарт  содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы.  В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план - документ, в котором отражается состав и структура учебных дисциплин, порядок их изучения по годам, семестрам, формы организации обучения и контроля, количество часов. Состоит из 3 компонентов: федеральный, национально – региональный, дисциплины и курсы по выбору.

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный  документ,  являющийся  составной частью государственного стандарта в этой области образования.  Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов  и исходным документом для финансирования школы.

Типовые учебные планы носят рекомендательный  характер.  Они разрабатываются  на  основе  государственного  базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.

Учебный предмет и учебная программа. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах,  получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет - это система научных  знаний,  практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с  их  возрастными  познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда,производства.

Учебная программа - нормативный документ,  раскрывающий содержание знаний,  умений и навыков по учебному предмету,  логику  изучения  основных  мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она  определяет  общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри  каждого  школьного  класса.  Полнота  усвоения программных знаний,  умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.