logo search
Чернова Александра

2.2. Опыт используемых заданий в организации формирования креативной языковой личности младших школьников

На базе Гимназии 39 города Уфы проводилось опытно-педагогическое исследование процесса формирования креативной языковой личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения.

Объектом исследования являлись учащиеся 4 «Г» класса – 17 человек.

Задача первого этапа эксперимента – выявление уровня сформированности креативности младших школьников.

Для решения поставленной задачи нами были проведены уроки русского языка и литературного чтения, которые содержали упражнения с элементами творческих заданий, развивающие креативную языковую личность младших школьников. Данные уроки с элементами творчества помогли выяснить уровнь креативности языковой личности младших школьников.

Для реализации опытно-педагогической работы нами была разработана программа исследования, которая включает описание этапов работы, диагностический инструментарий, в том числе критерии, показатели, уровни сформированности исследуемого качества, а также контрольно-измерительные материалы.

Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. В ходе теоретического изучения проблемы нами было обосновано три уровня формирования креативной языковой личности:

  1. Низкий уровень (1-3 балла)

Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности  ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель.

  1. Средний уровень (4-7 балла)

В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно еще применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.

  1. Высокий уровень(8-10 балла)

Выбор данных уровней обусловлен особенностями предмета «Русский язык» и «Литературное чтение», требованиями ФГОС начального общего образования к уровню подготовки учащихся начальной школы. Выделенные уровни могут быть представлены в виде различных последовательных состояний измеряемого качества, что связано с процессом формирования креативной языковой личности.

Результаты проведенных уроков по русскому языку со специальными заданиями, выраженные в баллах представлены в таблице (табл.1):

Таблица 1