logo search
МПО-ШПОРЫ

Функции логических регулятивов

В роли логических регулятивов (конструкций) выступают мыслительный аппарат педагога по планированию, самоанализу, представлению обучающей деятельности. Обучающая деятельность может быть описана на эмпирическом и теоретическом уровнях. На эмпирическом уровне – показ системы действий, операций, приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся по формированию знаний, умений. Теоретический уровень – обобщает наиболее ценные находки педагога. Структуры обобщения обучающей деятельности различны. Наиболее распространены методы и методики обучения.

Метод – определенная система взаимосвязанных элементов – логических операций, нормативных принципов, правил обучающей деятельности. Эти разнообразные регулятивные средства, применяемые в формировании знаний, умений, выполняют функции посредников, инструментов в обучении. В отличие от материальных объектов они являются логическим конструктами, опредмеченными в тех или иных текстах.

Методические приемы

Многие методики обучения, разработанные силами педагогов, состоят из описания обобщенных приемов обучения, или методических приемов. Методические приемы тесно связаны с рефлексией (педагог мысленно объединяет действия, которые принесли ему наибольший успех на уроке) собственных действий педагогов. Таким образом, объективной основой появлений новых приемов обучения являются конкретные действия педагога, давшие ему открытия на уроке. Приемы обучения являются образцами для подражания и усваиваются путем показа или описания.

Подход к обучению

Близким по значению к понятию «метод» является «подход к обучению». Он выступает особым регулятивом обучения. В отличие от метода подход к обучению указывает на проект или выбранную стратегию обучения. Бывают: системный, структурный, проблемный, модульный и другие.

Принципы обучения – начало, исходное положение.

Имеет двоякую природу и выполняет две разные функции:

  1. Отражает объективные связи во взаимодействии преподавателя и обучаемого на различных этапах формирования ЗУН. МПО активно использует принципы системности знаний, межпредметных связей, преемственности в формировании понятий и профнаправленности обучения (дидактические принципы);

  2. Включает в себя методические принципы, содержащие конструктивный аспект взаимодействия субъектов в обучении.

Методический принцип – конкретизированное выражение специальных требований к деятельности преподавателя, детерминирующее конкретные методы работы учащихся на уроке по конкретному предмету.

Правила обучения

Переходной формой между принципом и методом обучения являются правила обучения – простейшие методические структуры, содержащие указания на ряд необходимых операций по достижению тех или иных целей обучения.

Метод обучения

Без него невозможно объективизировать методический опыт, т.е. осуществлять преемственность в культуре мышления педагога.

Методика обучения (методические руководства)

Это итог развития средств обучения, а также конкретизация условий применения тех или иных методов обучения на материале конкретного предмета.

Методические руководства – объединение нескольких методов в одном материале посредством специальной организации содержания учебного материала в систему более высокого уровня организации.