logo search
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.

Норма– некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характерный реальной действительности, но не существующий в ней.

В социальной педагогике выделяют понятие социальная норма.

Социальная норма– официально установленная или сложившаяся под воздействием социальной практики, правило общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества.

Социальные нормы делятся на две большие группы:

✓ универсальные, то есть распространяющиеся на каждого человека в обществе;

✓ частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей.(врач,соц педагог,брат,друг и др)

Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция).

Выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством.

Социальное отклонение— это социальное развитие человека, по-

ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор-

мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют

такие формы социального отклонения: асоциальное поведение(такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти-

воправных действий) и антисоциальное(противоправное поведение человека).

Под отклонениемпринято обозначать то, что не соответствует норме. Например отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость, и талантливость. Характер отклонений может быть:

✓ негативный — такие отклонения в поведении оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом (преступность, алкоголизм, наркомания и др.);

✓ позитивный — такие отклонения в поведении служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми (экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество и др.).

Типы отклонений от нормы

Физические

Психические

Педагогические

Социальные

• болезнь;

• задержка

• отклонения в

• сиротство;

• нарушения

психического

получении

• отклоняющееся

зрения;

развития;

общего образования;

поведение:

• нарушения слуха;

• умственная

• отклонения в

алкоголизм,

• нарушения

отсталость;

получении

токсикомания,

опорно-двигательного

• нарушения речи;

профессионального

наркомания,

аппарата

• нарушения

образования

проституция,

эмоционально-

беспризорность,

волевой сферы;

безнадзорность,

• одаренность

бродяжничество,

правонарушения,

преступность

Следует отметить, что в реальности "чистых" отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жизни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на формировании их биологических потребностей: физических, физиологических, вследствие чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физическом развитии ребенка, безусловно, оказывает влияние и на его социальное развитие. Чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации ребенка, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие е адаптироваться и интегрироваться в общество.

Для социальной педагогики понятия нормы и отклонения весьма существенны, так как они:

✓ используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка;

✓ позволяют установить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения; выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.