15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
Норма– некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характерный реальной действительности, но не существующий в ней.
В социальной педагогике выделяют понятие социальная норма.
Социальная норма– официально установленная или сложившаяся под воздействием социальной практики, правило общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества.
Социальные нормы делятся на две большие группы:
✓ универсальные, то есть распространяющиеся на каждого человека в обществе;
✓ частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей.(врач,соц педагог,брат,друг и др)
Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция).
Выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.
Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.
Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.
Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями.
Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью.
Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством.
Социальное отклонение— это социальное развитие человека, по-
ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор-
мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют
такие формы социального отклонения: асоциальное поведение(такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти-
воправных действий) и антисоциальное(противоправное поведение человека).
Под отклонениемпринято обозначать то, что не соответствует норме. Например отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость, и талантливость. Характер отклонений может быть:
✓ негативный — такие отклонения в поведении оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом (преступность, алкоголизм, наркомания и др.);
✓ позитивный — такие отклонения в поведении служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми (экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество и др.).
Типы отклонений от нормы
Физические | Психические | Педагогические | Социальные |
• болезнь; | • задержка | • отклонения в | • сиротство; |
• нарушения | психического | получении | • отклоняющееся |
зрения; | развития; | общего образования; | поведение: |
• нарушения слуха; | • умственная | • отклонения в | алкоголизм, |
• нарушения | отсталость; | получении | токсикомания, |
опорно-двигательного | • нарушения речи; | профессионального | наркомания, |
аппарата | • нарушения | образования | проституция, |
| эмоционально- |
| беспризорность, |
| волевой сферы; |
| безнадзорность, |
| • одаренность |
| бродяжничество, |
|
|
| правонарушения, |
|
|
| преступность |
Следует отметить, что в реальности "чистых" отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жизни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на формировании их биологических потребностей: физических, физиологических, вследствие чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физическом развитии ребенка, безусловно, оказывает влияние и на его социальное развитие. Чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации ребенка, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие е адаптироваться и интегрироваться в общество.
Для социальной педагогики понятия нормы и отклонения весьма существенны, так как они:
✓ используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка;
✓ позволяют установить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения; выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
- 1. Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи и методологические основы.
- 2. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Цели и задачи.
- 3. Категории педагогики и социальной педагогики.
- 4. Сущность воспитания как педагогического процесса. Его закономерности и принципы.
- 5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.
- 6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.
- 7. Факторы социализации.
- 8. Семья как социальный институт. Особенности современной семьи.
- 9. Социально-педагогическая помощь семье.
- 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
- 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
- 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
- Причины девиантного поведения
- 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
- 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
- 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
- 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
- Особенности технологий социальной работы
- 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
- 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
- 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
- Школьный социальный педагог:
- Обязанности школьного социального педагога :
- Социальный педагог имеет следующие права:
- Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
- 23. Самоопределение и профориентация школьников.
- 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
- Причины табакокурения
- 2. Наркотизация
- Причины наркотизации подростков
- 3. Алкоголизация
- Причины подросткового алкоголизма
- Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
- 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
- 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
- 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
- 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
- 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
- 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
- 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.