Методика преподавания русского языка
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Основные методические и дидактические принципы обучения.
Программное содержание предмета.
Программа по русскому языку включает следующие разделы:
а) обучение грамоте (1класс);
б) развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (1 -4 классы);
в) чтение (2-4классы);
г) письмо (2 – 4);
д) грамматика, правописание и развитие речи (5 – 9 классы).
Коррекционная и практическая направленность.
Обучение русскому языку носит коррекционную направленность. Она проявляется в области
речевого развития детей, так как стратегическая цель уроков русского языка - формирование
речи как средства общения, как способов коррекции их познавательной деятельности и подготовка к адаптации в социуме после окончания школы.
В процессе обучения проводится коррекция:
- дефектов произношения;
- фонетико – фонематических представлений;
- лексики, словоупотребления и использования грамматических форм и синтаксических конструкций.
Практическая направленность программного материала нацелена на формирование у учащихся речевых навыков. Это прикладная практическая грамматика, нацеленная не на усвоение языковой системы русского языка, а на развитие и коррекцию речи.
Цели и задачи обучения умственно отсталых школьников русскому языку.
Исходя из предмета обучения и целей методика решает следующие задачи:
Определение основной направленности обучения русскому языку школьников с нарушенным интеллектом;
Установление объема и содержания учебного материала, доступного для умственно отсталых детей;
Выявление условий реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку, разработка специальных методических принципов преподавания данного предмета;
Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития учащихся специальной школы;
Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка.
Этапы обучения. Задачи и методы обучения на каждом этапе.
Этапы обучения.
- ый год обучения.
Обусловлен психологическими особенностями умственно отсталых детей. Эти особенности определяют специфику задач обучения, отбор материала и методов преподавания.
Задачи первого этапа:
- углубленное изучение детей;
- включение их в школьные занятия;
- исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и
двигательного анализаторов;
- выработка первоначальных навыков письма и чтения;
- уточнение и развитие словарного запаса;
- формирование умений строить простые предложения;
- воспитание первоначальных навыков повествовательной речи.
Основные методы работы – игра и упражнения.
2 - 4 классы. Задачи:
- развитие познавательного интереса к родному языку;
- формирование первоначальных языковых обобщений;
- дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;
- расширение и активизация словаря;
- развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли;
- освоение простейших видов письменной речи;
- практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил;
- развитие навыка правильного, сознательного, выразительного чтения на материале несложных художественных текстов и статей научно – популярного характера;
Основной метод - разнообразные по форме практические упражнения в письме и чтения; продолжается работа по развитию речи детей, формируются умения выражать свои впечатления в речи.
5 -9 классы. Задачи:
- дальнейшее совершенствование техники чтения (беглость);
- овладение различными формами пересказа;
- самостоятельное изложение своих мыслей в устной и письменной формах;
- освоение элементарных грамматических понятий и правил правописания.
Основной метод: упражнения, в которых вводится более трудный материал, задания усложняются, повышается самостоятельность учащихся в их выполнении.
Основные методические и дидактические принципы обучения русскому языку.
Понятия «принцип», «методический принцип». Принцип коммуникативной направленности обучения. Принцип единства в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления. Принцип обязательной мотивации языковой и речевой деятельности. Принцип формирования чувства языка и опоры на него в учебной деятельности детей. Принцип взаимосвязи устной и письменной форм речи в процессе их развития. Понятие «дидактический принцип». Принцип воспитывающего обучения. Принцип сознательности и активности учащихся в усвоении учебного материала. Принцип наглядности в сочетании со словесными средствами. Принцип доступности и прочности знаний. Принцип научности и систематичности обучения. Принцип дифференцированного и индивидуального подходов.
Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте и особенности его применения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Основные положения звукового аналитико – синтетического метода.
Основные положения этого метода заключаются в следующем:
-метод является звуковым;
-дети учатся слышать звуки и выделять их из речи;
-обозначать звуки буквами;
-особое внимание уделяется последовательности звуков в словах;
-различению гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах
Специфика обучения грамоте (порядок изучения букв, длительность добукварного и букварного периодов, использование элементов слогового метода, применение наглядных опор в игровых приемах) в коррекционной школе VIII вида.
1. Звуки с более коротким фонемным рядом изучаются раньше, так как в большинстве позиций звук и буква совпадают. Например: [a] и а – [a], [a′], [Λ], [ъ].
2.Глухие согласные вводятся раньше звонких, так как звонкие оглушаются на конце слова и звук и буква не совпадают.
3.Сложными для усвоения оказываются йотированные буквы « е, ё, ю, я». Поэтому обозначение мягкости согласных на письме изучается только с помощью буквы «и».
Звуки, которые трудны для произношения и требуют коррекционной отработки [ш ж щ ч р л ], изучаются позднее.
Специфические методические принципы применения аналитико-синтетического метода в специальной (коррекционной) школе YIII вида.
1. Порядок изучения звуков и букв;
2. Использование длительного добукварного периода (до 2- х месяцев) с целью подготовки сенсомоторной сферы детей к обучению грамоте;
3. Удлинение сроков прохождения букваря до 1- го года;
4. Использование наряду с аналитико - синтетическим методом элементов слогового метода с целью создания наиболее оптимальных условий для восприятия слогов, узнавания их « в лицо»;
5. Применение разнообразных наглядных опор в игровых приемах.
Методика формирования навыков чтения. Виды чтения. Приемы обучения навыкам чтения.
Характеристика навыков чтения.
Правильность чтения.
Беглость чтения.
Выразительность чтения.
Осознаннность чтения.
Этапы формирования навыков чтения. Методика формирования навыков чтения. Структура уроков чтения. Методы и приемы работы на каждом этапе урока. Виды чтения:
Отчетливое произнесение звука, слога, слова, скороговорок во время артикуляционной гимнастики;
Хоровое чтение;
Подражание образцу выразительного чтения;
Чтение по ролям, драматизация;
Диалог.
Словарная работа.
Cловарная работа требует следующих принципов проведения:
на первом этапе (во время подготовки к восприятию) объясняются только те слова, без знания значения которых восприятие смысла произведения будет затруднено;
во время чтения текста учителем слова поясняются через оборот, то есть через знакомые слова (как мать читает своему ребенку);
во время проверки восприятия проводить словарную работу нельзя, так как она разрушает эмоциональный настрой и превращается в словотолкование;
после вторичного чтения во время анализа текста идет работа над изобразительными средствами языка произведения;
активизируется словарная работа во время ответов на вопросы, составление плана, пересказа, творческих видов работ, учитель должен побуждать учащихся к использованию в ответах «новых» слов.
слова объясняются обязательно в контексте, трудные слова выписываются на доску (не более 3 – 5 слов) и дается толкование, минимальный контекст – словосочетание.
Приемы объяснения слов:
рассматривание предмета в естественных условиях (бахрома), на макете;
рассматривание картин, диапозитивов, иллюстраций («Три богатыря» кольчуга, палица);
через морфемный состав слова (проталина – таять, врассыпную – рассыпаться);
через этимологию слова (сметана);
через логическое определение предмета (по толковому словарю);
абстрактные понятия объясняются с привлечением ситуации из жизни.
понимание слова из контекста произведения (необходимо стимулировать детей к этому).
Методика чтения и анализа произведений различных родов и жанров. Работа с детской книгой в системе обучения русскому языку (внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида).
Литературоведческие основы обучения чтению произведений разных жанров. Рассказ.
Жанровая характеристика рассказов:
Социально – бытовые;
Историко – биографические;
Нравоописательные;
Научно – художественные.
Общая схема анализа:
Определить жанровую и тематическую разновидность рассказа.
Выявить сюжет.
Составить характеристику основных действующих лиц ( портрет, мотивы поведения, взаимоотношения с другими героями, речь, отношение автора).
Раскрыть композиционные особенности сюжета (экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка).
Провести анализ языка произведения, авторского стиля, то есть определить синтаксические особенности текста, лексический состав, выделить непонятные, образные и ключевые слова.
Выявить главную мысль, сформулировать идею рассказа, определить его воспитывающее значение.
Сказка, ее особенности и жанровое своеобразие. Методические рекомендации.
Урок чтения сказки.
Подготовка к восприятию.
Чтение с напевной сказочной интонацией, передающей своеобразный синтаксический строй речи сказки.
Проверка восприятия. Вопросы по конкретному содержанию сказки и эмоционально оценочного плана.
Анализ сказки.
Беседа по содержанию (вопросами разговаривать).
Характеристика персонажей.
Описание пейзажа, интерьера, их роль в сказке.
Композиционные особенности.
Язык сказки.
Пересказ (все виды пересказа).
Творческие задания.
Обобщающая беседа. Выявляется личностное отношение к прочитанному.
Этапы урока обучения сказки. Этап анализа сказки, последовательность, приемы. Особенности басни как литературного жанра. Последовательность этапов работы над басней.
Предварительная беседа не должна быть длительной, состоит из
этапов: сообщение о баснописце, закрепление и дополнение знаний о басне (в старших классах).
Разговор о действующих лицах в басне. Характеристика их иносказательности.
Может быть использована викторина по прочитанным басням.
Объяснение слов, которые трудны для понимания.
Чтение басни учителем.
Проверка восприятия басни.
Вторичное чтение про себя с заданием.
Чтение басни вслух по частям с одновременным анализом.
Выяснение главной мысли содержания.
Раскрытие аллегории.
Анализ морали
Аналогия из жизни может помочь понять идейное содержание.
Творческие задания, связанные с текстом.
Работа над репликой персонажа. Большая часть класса.
Ролевое чтение.
Драматизация малых форм.
Особенности стихотворной речи. Методика обучения чтению стихотворений, приемы. Методика чтения научно – познавательной литературы. Цели и задачи уроков внеклассного чтения.
Цель уроков внеклассного чтения – сформировать основы читательской самостоятельности школьников, т.е. привить положительное отношение к книге, научить выбирать произведения и осваивать их содержание.
Задачи: развить мотивационную сферу ученика до уровня глубокого интереса к книге и на этом фоне формировать, развивать и корректировать читательскую деятельность.
Формы работы по внеклассному чтению.
1.Уголок внеклассного чтения.
2.Внеурочная деятельность.
3. Работа с родителями.
4.Работа с библиотекой.
Методика формирования грамматических словообразовательных понятий. Виды и типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Особенности усвоения грамматики и правописания умственно отсталых учащихся.
Грамматическое понятие – обобщенная языковая категория, которая характеризует языковое явление на всех уровнях русского языка: звуке, слове, словосочетании, предложении, тексте.
Формирование понятий у умственно отсталых детей чаще всего происходит как и в массовой школе индуктивным путём, т.е. от частного к общему. Но методика преподавания несколько отличается в связи с особенностями детей:
повторение ранее усвоенного необходимо проводить до полного восстановления полученного знания;
тщательно отбирать материал для изучения;
шире использовать различные средства наглядности;
обязательно связывать работу с практической деятельностью детей;
всю работу на уроке связывать с основной целью – развитие речи.
Этапы обучения. Задачи и содержания каждого этапа. Методические требования к проведению практических грамматических упражнений. Типы и виды уроков (уроки выделяемые в соответствии с психолого-педагогическими этапами усвоения материала, на основе ведущего материала, уроки развития речи, уроки вспомогательного характера, нетрадиционные уроки, уроки чтения, письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида).
Типы уроков русского языка:
- урок объяснения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- повторительно – обобщающий урок;
- комбинированный урок;
- урок написания изложений, сочинений;
- урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.
Характеристика структурных компонентов урока.
Методика формирования орфографических навыков. Диагностическая и пропедевтическая работа при формировании навыка правописания. Методика обучения каллиграфии.
Развитие навыка фонематически грамотного письма у умственно отсталых учащихся. Система работы по формированию орфографических умений и навыков включает следующие этапы:
-подготовка к усвоению правила;
- усвоение правила;
- формирование умения объяснить выбор буквы по правилу;
- находить в тексте слова с этой орфограммой;
- контроль написанного.
На первых этапах обучения процесс овладения навыком фонетически правильного письма распадается на ряд осознаваемых действий:
- восприятие слова;
- произношение слова;
- выделение звуков в слове;
- установление последовательности звуков в слове;
- соотнесение звуков и букв;
- графическое оформление.
Формирование навыка письма по правилу. Классификация ошибок на письме, пропедевтическая работа. Использование дидактических игр в процессе обучения правописанию.
Дидактическая игра – эффективный метод обучения умственно отсталых детей. В отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. Дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Мыслительные операции для умственно отсталых школьников должны быть правильно дозированы. На этапе освоения игры после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.
Выбор игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В этой связи она не имеет право быть только развлекательным элементом занятий.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно эффективна на этапах повторения и закрепления. Важный эмоциональный момент игры – поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.п. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
Цели и задачи обучения каллиграфии. Этапы обучения.
Подготовительный этап обучения каллиграфии:
Обведение фигур в воздухе без соприкосновения с рисунком;
Рисование бордюров;
Развитие оптического восприятия;
Развитие двигательных ощущений.
Основной этап обучения каллиграфии.
Методы и приемы обучения каллиграфии.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
- 050714.65 «Олигофренопедагогика»
- Специальная педагогика
- Общие основы педагогики
- Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- Сурдопедагогика
- Тифлопедагогика
- Организация и содержание специальной психологической помощи
- Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития
- Логопедия
- История олигофренопедагогики
- Методика преподавания русского языка
- Методика преподавания математики
- Методика преподавания ручного труда
- Методика преподавания естествознания
- Методика преподавания географии
- Методика преподавания изобразительной деятельности
- Методика преподавания истории