logo search
razvitie_shpory

16. Когнитивное развитие младшего школьника.

Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Но такая картина в развитии внимания не остается неизменной, в I—III классах происходит бурный процесс формирования произволь­ности в целом и произвольного внимания в частности. Развитие внимания связано также с расширением его объема, умением распределять его.

Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в до­школьном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих вос­принимаемых свойств и качеств предметов. Восприятие в I—II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. Но к III классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превра­щается в целенаправленный, управляемый процесс, становится рас­члененным.

Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Но школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашние задания, и правило, пройденное на уроке. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную дея­тельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоми­нают наглядный материал и значительно хуже — словесный.

Мышление. В развитии мышления младших школьников психоло­ги выделяют две основные стадии.

На первой стадии (I—II классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала произво­дится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно.Вторая- к III классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений.

Воображение. Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны — это воссоз­дающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов — это продуктивное воображение.