logo search
По педагогике (для чтения)

Урок как форма организации учебного процесса.

Урок – это основная форма организации процесса обучения, характеризующаяся определенным составом учащихся (класса) и ограниченным отрезком времени. Также определяется тема.

Структура урока: 1.Вводная часть – организационный момент(2-3 мин), ознакомление учащихся с целями проведения занятия, при проведении практич. и лаб. работ - выдача инструментов;

2.Основная часть – выполнение учащимися всех этапов запланированной работы, проверка и оценка работ;

3.Заключит. часть – подведение итогов, анализ достигнутых и недостигнутых целей занятия, выдача домашнего задания.

Виды уроков:

1. Ознакомление с новым материалом – повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение преподавателем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом. Не формируются глубокие и прочные знания, только создаются предпосылки для их решения на послед. уроках.

2. Комбинированный – строится на совокупности звеньев процесса обучения, носит относительно законченный характер и позволяет сочетать изложение нового материала и проверку усвоения знаний, их закрепление и совершенствование, выработку умений и навыков; т. о. реализуются взаимосвязанные дидактические цели.

4. Повторительно-обобщающие – повторяется суть основных понятий, наиболее существенных теоретических выводов; устанавливаются различные связи м/у изученными явлениями, изученные явления оцениваются на основе критериев; выполняются задания, требуются соединения знаний из различных областей; предпочтение отдаётся заданиям творческого характера.

5. Контрольно - учётные – позволяет учителю выявить уровень облученности учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Осуществляется в устной и письменной форме.

Требования: организационные, дидактические, воспитательные

Типы уроков:

1.Урок изучения нового материала

Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:

Урок – лекция; Урок – беседа; Урок с использованием учебного кинофильма; Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.

Урок самостоятельных работ; Урок - лабораторная работа; Урок практических работ; Урок – экскурсия; Семинар

3.Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4.Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков: Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); письменная проверка; зачет; зачетные практические и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа; смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5.Комбинированные уроки:

На них решаются несколько дидактических задач

Анализ урока:

1. Каковы особенности класса? (состояние здоровья, работоспособность, уровень подготовки к освоению программы, интересы, мотивы учения, как они учатся при планировании и организации занятия);

2. Каковы цели занятия? (дидактические, воспитательные, развивающие; чем они обусловлены?, решение каких задач позволяет добиться реализации целей? насколько цели реальны и диагностично сформулированы? ориентируют ли цели преподавания и учащихся на достижение результатов? Как вы намеревались проверить их достижение?);

3. Насколько соответствуют поставленным целям тип и вид занятия, его логика и структура, отдельные элементы? Каковы микроцели каждого этапа занятия и как они обеспечение достижение основных целей?

4. Чем руководствовался преподаватель при отборе содержания учеб. материала? В полной ли мере использовал воспитательные и развивающее потенциалы учебного материала?

5. Как и с помощью каких методов, форм и приёмов была организована учеб. деятельность учащихся? ( учитывались ли индивид. особенности? ощущалась ли их диффиринциация? какой характер носила деятельность? (продуктивных, репродуктивных); соответствовало ли это целям? была ли организована совместная деятельность учащихся? с помощью каких форм и методов? осуществляется ли учащихся самоконтроль, самоанализ результатов деятельности?);

6. Соответствовали ли в целом методы и формы обучения триединой цели занятия?

7. Как обеспечивать обратная связь, контроль результатов деятельности? Как оценивать деятельность учащихся? Создавал ли контроль стимулы к дальнейшему совершенствованию знаний?

8. Как строилось общение на занятии? Каковы особенности делового и межличностного взаимодействия педагога с учащихся? (какой стиль общения преобладал?(авторитарный, демократический, либеральный, попустительский), какова психол. атмосфера на занятии?)

9. Насколько результативным было занятие? Какую роль играло занятие в профессионально-личностном становлении специалиста? В чём осн. причины несовпадения замысла и результатов занятия?

10.Каким образом происходит выдача домашнего задания? Соблюдались ли требования к объёму и характеру самой работы учащихся?