logo search
1_2_4-19

18. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Незрячий ребенок имеет вес возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.Проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения являются предметом тифлопедагогики (Основоположник Гаюи). Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при нарушениях зрения; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Особенности домашнего обучения и воспитания.1. Квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.). 2. «Комментированное» общение взрослого с ребенком. 3. Оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка. 4. Организация разнообразных видов деятельности - общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др. 5. Демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать самостоятельность суждений. 6.Создание условий, соответствующих возможностям слепого или слабовидящего ребенка, атмосферы любви и взаимного уважения. 7. Знание родителями особенностей развития ребенка с нарушениями зрения. 8.Гармоничное развитие всех способностей ребенка.Коррекционно-компенсирующая направленность специального образования детей с нарушениями зрения способствует их полноценному развитию и социальной адаптации.В ДУ для детей с нарушениями зрения воспитываются незрячие и слабовидящие дети, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель этих учреждений - воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения и подготовка детей к обучению в школе.Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих направленно на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Основными функциями школы для слепых и слабовидящих детей являются: учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, санитарно-гигиеническая, лечебно-восстановительная, социально-адаптационная и профориентационная.Учебно-воспитательный процесс, в специальной школе предполагает использование специфических средств обучения и коррекции незрячих и слабовидящих. 1.Учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируемые рельефными рисунками, чертежами, схемами. 2.Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать. 3. Для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. 4.Тифлотехнические средства компенсации нарушенных функций зрительного анализатора, в основе которых лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами). 5.Оптические средства коррекции: лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). 6. «Говорящие» книги - тиражированные на звуковоспроизводящих носителях записи книг. 7. Специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие

мячи и т.п. Специфичными являются условия эффективного использования наглядности в учебном процессе. 1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии). 2. Для обследования наглядности детям должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим. 3. Некоторым детям необходимо предоставить возможность

приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания. 4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу (класс) до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. 5. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами. 6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог должен обращать внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формировать у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия. 7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразова­тельной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия.Для детей с нарушениями зрения должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

  1. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА).

КОДА относятся: кости, суставы, связки, мышцы, нервная система (головной и спинной мозг). Функции ОДА: 1. Обеспечение устойчивого положения в пространстве; 2. Перемещение в пространстве разных частей тела. ОДА работает совместно с различными органами чувств. Нарушения функций ОДА могут быть при поражении костного и суставного аппаратов, в результате нарушения головного и спинного мозга.Нарушение движений как результат поражения НС.Нарушение движений является результатом недоразвития или поражения определенных отделов центральной и периферической НС, а именно тех, которые отвечают за реализацию двигательных актов.При поражении спинного мозга и/или спинальных нервов выпадает движение в тех мышечных группах, которые находятся ниже места поражения.При поражении на уровне продолговатого мозга, подкорковых ядер наблюдаются нарушения мышечного тонуса. Нарушения мышечного тонуса бывают следующих видов: гипертонус (повышение мышечного тонуса, спастичность) – мышца находится в состоянии напряжения, занимает определенное положение, которое трудно изменить, даже прикладывая усилия, спастичная конечность согнута в суставах, ее трудно разогнуть; атония и гипотонус – отсутствие или снижение мышечного тонуса, мышца вялая, расслабленная, в ней снижена мышечная сила, поэтому снижены возможности осуществления движений.При поражении экстрамирамидной системы головного мозга возникают гиперкинезы (непроизвольные движения, некотролируемые) – избыточные непроизвольные движения, лишенные биологической целесообразности и физиологического смысла.При поражении пирамидной и экстрапирамидной систем возникают патологические синкинезии(непроизвольные движения в пораженной конечности при выполнении активного движения здоровой) – непроизвольные содружественные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.При поражении мозжечка наблюдаются расстройства координации движений, нарушение равновесия тела при ходьбе и в покое, нарушение походки, которое носит название «атаксия».При поражении двигательных зон мозговой коры отмечается расстройство двигательных навыков, нарушение произвольных движений, уменьшение точности выполнения двигательных актов, так называемая моторная неловкость.Движение может быть нарушено в одной, в двух или четырех конечностях. В зависимости от степени нарушения движений говорят о параличах или парезах. Паралич, или плегия – это выпадение движения, то есть полное его отсутствие. Парез – ослабление произвольных движений.Нарушения движений у детей как результат заболевания НС.Миелодисплазия – (букв.: неправильное развитие, нарушение строения спинного мозга) – нарушение функционирования участка спинного мозга, который управляет движениями ног, поэтому у детей выпадают или нарушаются движения в одной или двух нижних конечностях, ребенок ходит, прихрамывая, его движения неловкие и неточные. Психическое развитие у детей с миелодисплазией первично не страдает, так как отсутствуют поражения головного мозга или анализаторов. Однако у детей могут отмечаться особенности развития личности, связанные с осознанием ребенком своей двигательной недостаточности.Спинномозговая грыжа – выпячивание содержимого спинномозгового канала за пределы позвоночника, локализуется преимущественно в пояснично-крестцовом отделе.У детей наблюдаются параличи и парезы нижних конечностей, нарушение функций тазовых органов в виде недержания мочи и кала. Как правило, у детей со спинномозговой грыжей также не наблюдаются первичные нарушения психического развития, так как головной мозг функционирует нормально.Плексит (акушерский паралич) – следствие травматического поражения в родах плечевого сплетения, то есть нервного узла, через который осуществляется регуляция движений верхней конечности. Поэтому у ребенка наблюдается парез или паралич одной верхней конечности, в зависимости от стороны поражения (левое или правое плечевое сплетение). В зависимости от места повреждения самого плечевого сплетения выпадают движения преимущественно в плечевом суставе или преимущественно в кисти. При тотальном параличе движения в руке полностью отсутствуют. Психическое развитие у детей с плекситами практически не нарушается.Минимальная мозговая дисфункция – синдром легких неврологических расстройств, вызванных поражением мозговой коры, преимущественно в виде двигательных, речевых и поведенческих расстройств. Возникает в большинстве случаев как следствие внутриутробной гипоксии мозга. У детей наблюдается двигательная расторможенность, трудности сосредоточения внимания, сниженная обучаемость. Психическое развитие таких детей чаще характеризуется как задержка психического развития, хотя в ряде случаев наблюдаются лишь легкие двигательные нарушения в виде неловкости, неточности. Прогрессирующие мышечные атрофии– группа наследственных заболеваний, характеризующихся неуклонным (прогрессирующим) нарастанием мышечной слабости и атрофии.Первичные мышечные атрофии иначе называются прогрессирующими мышечными дистрофиями, или миопатиями.При мышечных дистрофиях наблюдается первичное поражение скелетной мускулатуры невоспалительного характера. Большинство клинических форм миопатии в настоящее время неизлечимы, они дебютируют в детском возрасте и характеризуются фатальным течением (летальный исход наступает из-за атрофии мышц, обеспечивающих дыхательную функцию и работу сердечной мышцы).Дети с болезнью Дюшена начинают ходить позже своих сверстников, при ходьбе неуклюжи, с трудом поднимаются по лестнице, устают от двигательной нагрузки. Постепенно дети утрачивают способность к передвижению.Для больных миопатией Дюшена характерны вялость, замедленность мышления, что может дополняться слабой памятью и нарушениями внимания, неспособностью сосредоточиться. Речь их отличается бедным словарным запасом.