logo search
pedagogicheskaya_otvety

14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах

Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах заключается в том, что в условиях перехода из младших классов в средние у многих школьников наблюдается снижение успеваемости и психологические нарушения вследствие периода адаптации ребенка к новым для него условиям.

10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством и является временным пространством для педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой – с ошибками в организации обучения (условно-педагогическим кризисом). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а другой «извне». Существенные психологические особенности учащихся V-VI классов с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учетом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Каждый возрастной период ценен и значим, поэтому условия и возможности реализации конкретных целей различных ступеней и уровней образования определяются, во-первых, актуальным этапом развития личности, во-вторых, ориентацией на перспективу развития личности. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с ее способностями.

Понятие преемственности включает:

1. эмоциональный компонент - учёт специфики эмоциональной сферы личности ребёнка, обеспечение эмоциональной комфортности в процессе обучения, приоритет положительных эмоций;

2. деятельностный компонент - обеспечение связей ведущий деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода;

3. содержательный компонент - правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании;

4. коммуникативный компонент - учёт особенностей общения детей, обеспечение непосредственного и контактного общения.

Для начального общего образования приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, т.е. умения самому контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

При переходе в средние классы происходит определенные изменения социальных требований к младшего школьника, что ведет к его дисадаптации в новых условиях. Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения средних классах является:

Причины возникновения проблемы преемственности в школе могут быть:

- незнание педагогами особенностей учащихся;

- несоответствие оценок;

- неподготовленность учителей к работе с детьми данного возраста;

- неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

- рассогласование в содержании учебных курсов;

- неспособность учеников справиться с возросшими требованиями и объемом знаний;

- неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям педагогов-предметников (в 5-м классе);

- недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

- низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся и др.

Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителя, приступающего к работе с школьниками этого возраста. Необходимо:

Поэтому успешность адаптации младшего школьника к обучению в основной школе зависит от реализации преемственности связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения, необходимо:

Непрерывность образовательных программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

на дошкольной ступени - охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей; развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе;

на ступени начальной школы - физическая культура ребёнка; его познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям; освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром; сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.

на ступени средней школы - должны быть заложены элементарные навыки групповой работы, сотрудничество в разных формах.

Положение Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка (социально- эмоционального, художественно- эстетического и др.), а также нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности и других личностных качеств, соответствующих целям дошкольного образования и основаниям преемственности со следующей степенью образования. Исключает возможность дублирования содержания, средств и методов школьного обучения в дошкольном образовании.