logo search
вопросы+к+экзамену+1+курс+бакалавриат

21.Контроль за нервно- психическим развитием детей раннего возраста.

Систематический  контроль  позволяет обнаружить первоначальные отклонения в  развитии   ребенка , его поведении, своевременно скорректировать воспитательную работу, определить для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия. Контроль  имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода  развития   ребенка  в определенных условиях воспитания. Он носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и  психического   развития   детей , их поведения. Развитие   ребенка  идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке  нервно-психического   развития   детей   раннего   возраста  исходят из основных линий его  развития , которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки).Помимо  нервно-психического   развития  необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а также индивидуальные особенности, некоторые черты личности  ребенка .

Методы  контроля :

 Контроль  (метод диагностики) проводится по единой методике, с помощью определённого материала, в конкретной ситуации, которая должна быть максимально приближе­на к естественным условиям жизни малыша. В  контроле  за  развитием  и поведением  детей  участвуют воспитатель группы (наблюдение за поведением  детей ), старший воспитатель или педагог-психолог (диагностика  нервно-психического   развития ), врач (общая оценка развития  ребенка  – группа здоровья). Для диагностики подбирается рекомендуемый материал (по каждому  возрасту  – эпикризным срокам), который не используется в повседневной жизни и хранится в методическом кабинете.

 Ведущими показателями являются:     - моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.);    - развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов и рассказывание и т.д.);    - познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, знание и ощущение цвета, конструирование, воспроизведение, формирование обобщений;    - социально-культурное развитие: культурно-гигиенические навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.