20. Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя начальных классов в ее осуществлении.
Внеклассная воспитательная работа как организация различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Воспитательные возможности внеклассной воспитательной работы: способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной деятельности, дети учатся жить в коллективе, сотрудничать, заботиться о своих товарищах. Особенности внеклассной воспитательной работы (ВВР): совокупность различных видов деятельности, которые направлены на формирование личностных качеств воспитанника; отсроченность результатов во времени; отсутствие жестких регламентаций; сложность замеров эффективности ВВР; осуществляется во внеурочное время; позволяет привлекать социальный опыт родителей и других взрослых. Задачи ВВР: 1.Формирование положительной Я-концепции. 2.Формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. 3.Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности. 4.Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. 5.Развитие познавательного интереса. Функции ВВР: обучающая, развивающая, воспитывающая. Содержание ВВР: познавательная, досуговая, оздоровительно-спортивная, трудовая, творческая. Факторы, влияющие на отбор содержания: традиции и особенности школы; возрастные особенности класса и индивидуальные особенности детей; особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Требования к ВВР: обязательна постановка цели; перед началом следует определить ожидаемые результаты; необходим оптимистический подход; велика роль контакта педагога с детьми; педагог должен быть в постоянном творческом поиске. Последовательность организации ВВР: изучение и постановка воспитательных задач; моделирование предстоящей ВВР; практическая реализация модели; анализ проведенной работы. Формы работы классного руководителя: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования и др.). Способы организации массовой ВВР: фронтальные, когда деятельность детей организована по принципу «рядом» и коллективные, когда деятельность детей организована по принципу «вместе». Роль учителя начальных классов в осуществлении ВВР.
- Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Возникновение педагогической профессии, ее развитие. Психолого-педагогические требования к личности педагога. Роль и место учителя начальных классов в век информационного общества.
- Педагогическое исследование: сущность, уровни, этапы. Методы педагогического исследования. Исследовательский подход в работе учителя начальных классов.
- Развитие личности и воспитание. Факторы, влияющие на развитие личности (рассмотреть на конкретных примерах).
- Социализация личности. Механизмы и факторы социализации. Роль учителя начальных классов в социализации школьника.
- Возрастная периодизация, явления акселерации и децелерации. Учет возрастных и психологических особенностей школьников в работе учителя начальных классов.
- Развитие системы образования в России, принципы государственной образовательной политики. Место начальной ступени в системе образования России.
- Целостный педагогический процесс – предмет изучения педагогики.
- Дидактика, ее основные категории. Характеристика дидактических систем обучения, возможность их применения в системе начального образования.
- Понятие процесса обучения, его структура и движущие силы. Реализация основных положений теории обучения в процессе начального образования.
- Принципы и правила обучения в теории педагогики, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 13. Методы обучения. Условия выбора эффективных методов обучения (раскрыть на конкретных примерах).
- 14. Формы организации обучения в педагогике, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 15. Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 16. Контроль и оценивание в учебном процессе. Диагностика обучения, ее применение в деятельности учителя начальных классов. Проблема неуспеваемости учащихся в современной школе.
- 17. Средства обучения, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 18. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности, принципы. Роль личности учителя начальных классов в решении задач воспитания.
- 19. Методы воспитания в теории педагогики. Применение методов воспитания в начальной школе.
- 20. Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя начальных классов в ее осуществлении.
- 21. Коллектив как объединение учащихся. Его воспитательные возможности. Методы формирования и сплочения коллектива. Роль личности учителя начальных классов в работе с ученическим коллективом.
- 22. Классный руководитель – организатор внеучебной воспитательной работы. Выполнение функций классного руководителя учителем начальных классов.
- 23. Теоретические основы семейного воспитания: значение семьи и жизни ребенка, функции семьи, условия правильного семейного воспитания, ошибки в семейном воспитании.
- 24. Сотрудничество педагогов и семьи в воспитании учащихся. Возможности начальной школы в обеспечении данного направления работы.
- 25. Педагогическая концепция воспитательной системы. Воспитательная система в начальной школе.
- 26. Особенности воспитания и обучения младших школьников. Способы педагогического влияния учителя начальных классов на адаптацию учащихся.
- 27. Развивающее обучение. Система л.В. Занкова.
- 29.Системы обучения в начальной школе.
- 30. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Практическая часть
- 12. Решить педагогическую ситуацию.
- 13. Решить педагогическую ситуацию.
- 1. На какие психологические и личностные особенности ученика опирался в своих решениях и действиях учитель?
- 2. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?
- 15. Решить педагогическую ситуацию.
- 1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации?
- 2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?
- 3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке?