logo search
По педагогике (для чтения)

Педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование представляет собой предварительную разработку основных деталей предстоящей работы учащихся и педагогов, иногда и родителей. Педагогическое проектирование представляется функцией каждого учителя не менее значимой, чем организационная функция, коммуникационная или гностическая (выбор содержания, методов и средств взаимодействия с учениками).

Педагогическое проектирование заключается в том, что образуется предположительный вариант предстоящей деятельности.

Объекты педагогического проектирования

1. Педагогическая ситуация.

2. Педагогический процесс.

3. Педагогическая система.

Педагогическая ситуация является объектом проектирования. Она всегда существует в рамках педагогического процесса, а через него – и в педагогической системе (например, предстоящий разговор с учеником, родителями, коллегами). Педагогическая ситуация является составной частью педагогического процесса. Она характеризует его состояние в определенное время; она всегда конкретна. Педагогические ситуации или появляются, или создаются на уроке, экзамене, экскурсии и сразу же должны разрешиться. Строение педагогических ситуаций всегда просто. В ней находятся два или несколько субъектов деятельности и способы их взаимодействия. Внешне педагогическая ситуация проста, в действительности в ней всегда клубок внутренней энергии, эмоций. Сложность клубка зависит от уровня внутренней и духовной культуры людей и их воспитанности. Педагогические ситуации могут появиться стихийно или заранее планироваться. В каждом случае они должны разрешаться обдуманно.

Проектирование педагогического процесса и системы является более сложной, многоступенчатой деятельностью.

Проектирование педагогического процесса включает в себя три этапа:

– моделирование;

– собственно проектирование;

– конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) является разработкой целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) заключается в дальнейшей разработке созданной модели и доведении ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) является дальнейшей детализацией созданного проекта, приближающей его для применения в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Можно дать краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Каждая педагогическая деятельность, как известно, начинается с цели. Целью может являться идея, взгляд и даже убеждение, по которым далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации.

Поставленная цель вынуждает задуматься о том, где и когда воспитываемые у учеников качества будут востребованы, в каких условиях и как осуществлены. Данная цель рождает идеи о путях ее реализации в конкретных условиях урока. Устанавливаются некоторые теоретические основы формирования технического мышления: теория поэтапного формирования умственных действий, основные признаки технического мышления, методы его диагностики.

Этапы педагогтческого проектирования:

1. выявление и описание проблемы, также целей и задач проектирования;

2. изучение проблемы (сбор и анализ информации);

3. выбор способа решения проблемы;

4. разработка плана реализации и определение ресурсов;

5. осуществление замысла (разработка плана-конспекта, методики, форм, средств обучения и т. д.)

6. апробация нового в учебном процессе;

7. коррекция (при необходимости);

8. оценка и рефлексия.

Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания. Этим проектная деятельность отличается от простого выявления и описания общих педагогических закономерностей, присущих, например, научно-педагогической деятельности.

1. исследовательская – анализ и оценка ситуации, определение и выявление проблемы;

2. прогностическая – описание возможных сценариев развития пед. процесса, возможных результатов проект. деятельности;

3. преобразующая – изменение в пед. практике, создание новых способов обучения;

4. нормативная – определение нормативно-правовой базы образоват. процесса, разработка нового содержания, форм, методов, средств и технологий образоват. процесса.