logo search
Никольская Дети и подростки с аутизмом

Самоагрессия

Проявления самоагрессии встречаются у ребенка второй группы достаточно часто. Они возникают при ломке привычного жизнен­ного стереотипа — единственно возможного для него условия существования: например, при изменении привычной обстановки в комнате, смене педагога, запрещении обычно дозволенного действия и т. д. Внешне самоагрессия обретает форму характер­ных для ребенка разрядов аутостимуляции, доведенных до силь­ных болезненных ощущений. Например, увеличивая амплитуду раскачиваний, он с силой ударяется головой об стену. Самоагрес­сия здесь вырастает из защитной (заглушающей внешние отри­цательные воздействия) аутостимуляции в тех случаях, когда дис­комфорт настолько силен для ребенка, что обычная доза аутостимуляционных приемов не может его нейтрализовать.

В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уго­ворами, запретами, пытаться отвлечь его — все это лишь усили­вает его напряжение и ужесточает самоагрессию. Вместе с тем ее надо срочно купировать, так как часто она опасна для ребенка. Если это возможно, следует быстро восстановить измененный стереотип, т. е. исправить катастрофическую для ребенка ситуа­цию. Однако в большинстве случаев изменение, доставляющее столько страданий аутичному ребенку второй группы, бывает вынужденным, и устранить его сложно (заболел педагог, к кото­рому привык ребенок, сломалась любимая игрушка и т.д.). Кро­ме того, взрослый не всегда может догадаться, что именно из из­менившихся деталей особенно расстроило ребенка.

Как показывает опыт коррекционной работы, наиболее дей­ственным оказывается следующий способ оказания «скорой по­мощи»: взрослый начинает сопереживать ребенку, «голося» вме­сте с ним в унисон его отрицательным переживаниям, обозначая подходящими словами его состояние («ой-ой-ой, какая беда»). В такой ситуации перенасыщения отрицательным аффектом ребе­нок почти всегда на время успокаивается, и, что особенно ценно, может принять формулировку взрослого и использовать ее в другой ситуации острого дискомфорта.

Ребенку, с которым уже налажен тактильный контакт, в та­кой ситуации можно помочь, просто крепко его обняв, удержи­вая и объясняя: «Ни за что не позволю, чтобы такому хорошему мальчику было больно». В этом случае происходит более нормаль­ное успокоение ребенка.