14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
Не соблюдение норм и правил поведения, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиацией.
Социологи определяют девиацию как поведение, считающееся отклонением от нормы группы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя.
Специалисты условно выделяют три вида отклоняющегося поведения:
девиантное,
делинквентное (противоправное)
криминальное (преступное) поведение..
Типы отклонений от социальной нормы,
Ряд исследователей выделяют следующие типы отклонений от социальной нормы (Галагузова М.А., Гонеев и др. )
отклонения агрессивной направленности, включают оскорбления, побои, поджоги, садистские, направленные в основном против личности.
отклонения корыстной направленности : мелкие кражи, вымогательства, угоны автотранспорта, другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду.
Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица их совершившие подвергаются по нормам административного права. Правоохранительные органы применяют к девиантам меры принудительного характера (штраф, административный арест и пр.), а социально-педагогические, психологические, медицинские службы проводят с ними комплекс мер по их социальной и психической адаптации.
Отклонения социально-пассивного типа: стремление уйти от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, долга, нежелание решать как личностные, так и социальные проблемы (отклонение от учебы, работы, бродяжничество, употребление наркотических веществ).
В зависимости от типа нарушаемой нормы, отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
1.По видам преступления (уголовное, административное) и аморальные поступки (пьянство, проституция и т.д.)
2.По уровню и масштабности отклонения: индивидуальное или массовое отклонения.
3.По внутренней структуре отклонения, когда отклонения связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями (бандитская группировка; женский алкоголизм)
4.По значению последствий: негативные и позитивные
- 1. Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи и методологические основы.
- 2. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Цели и задачи.
- 3. Категории педагогики и социальной педагогики.
- 4. Сущность воспитания как педагогического процесса. Его закономерности и принципы.
- 5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.
- 6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.
- 7. Факторы социализации.
- 8. Семья как социальный институт. Особенности современной семьи.
- 9. Социально-педагогическая помощь семье.
- 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
- 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
- 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
- Причины девиантного поведения
- 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
- 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
- 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
- 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
- Особенности технологий социальной работы
- 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
- 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
- 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
- Школьный социальный педагог:
- Обязанности школьного социального педагога :
- Социальный педагог имеет следующие права:
- Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
- 23. Самоопределение и профориентация школьников.
- 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
- Причины табакокурения
- 2. Наркотизация
- Причины наркотизации подростков
- 3. Алкоголизация
- Причины подросткового алкоголизма
- Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
- 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
- 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
- 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
- 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
- 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
- 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
- 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.