logo search
1_2_4-19

15. Этиология и классификация нарушений слуха. Психическое развитие детей с нарушениями слуха.

Причины нарушений слуха. Первая группа – наследственные нарушения слуха, наблюдаются с частотой от 25 до 50 %, и вероятность рождения ребенка с нарушением слуха высока, если хотя бы один из родителей страдает дефектами слуха. Вторая группа – врожденные факторы (ненаследственные), действующие на плод внутриутробно. Третья группа– факторы, действующие на слуховой аппарат прижизненно. Нарушения слуха - результат действий нескольких факторов (пусковой и фоновый). Фоновыми факторами могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, неблагоприятное воздействие на плод антибиотиков, химических веществ, гипоксия ребенка во время родов и др. Последующее заражение ребенка инфекционными или вирусными заболеваниями могут привести к тяжелому нарушению слуха. Нарушения слуха также могут быть результатом применения антибиотиков определенной группы, разрушающе действующих на слуховой аппарат, которые применялись для лечения любого другого заболевания, а иногда и для спасения жизни ребенка. Стойкое нарушение слуха у ребенка возникает в результате заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды), особенно в раннем детстве.Нарушения слуха могут быть последствиями травм органа слуха, возможно также снижение слуха из-за длительного воздействия сильных шумов (ребенок живет рядом с железной дорогой). С возрастом, примерно с 25 лет, происходит естественное снижение слуха, что приводит к слабослышанию и даже к глухоте при наличии дополнительных вредных факторов.

Классификация Боскис, в основу которой такие критерии как степень потери слуха, время возникновения нарушений слуха, уровень развития речи у детей. Глухие (ранооглохшие) дети имеют только остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки силой 70–80 дБ, обычно лучше слышат низкие звуки и совсем не воспринимают высокие звуки. Глухие дети имеют стойкое двустороннее нарушение слуха наследственного, врожденного характера или приобретенного в раннем детстве (до овладения речью). Если детей специально не обучать речи, то она у них не формируется, они могут стать неговорящими, или «немыми», таких детей ранее называли глухонемыми. Однако даже обучение речи глухих детей с помощью специальных средств и методов не всегда приводит к формированию речи такого же уровня, как и у слышащих детей. Нарушение слуха и речи приводят к изменениям всех познавательных процессов ребенка, его поведения и эмоционально-волевой сферы. Слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной недостаточностью слуха, которая приводит к нарушению речевого общения ребенка. Среди детей этой группы различают тугоухость 1-й степени (начинает слышать звуки громкостью 20–50 дБ) и тугоухость 2-й степени (начинает слышать звуки от 50 до 70 дБ). Недостатки слуха у детей приводят к нарушению восприятия на слух речи, восприятию ее в искаженном виде. Однако разброс вариантов психического развития ребенка и развития его речи очень широк, и он зависит, в первую очередь, от тех социально-педагогических условий, в которых ребенок растет, развивается и обучается. Психическое развитие таких детей может приближаться к нормальному, а ребенок к моменту поступления в школу может иметь развитую речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или звуков. В то же время слабослышащий ребенок при неблагоприятных условиях в этом же возрасте может пользоваться только отдельными словами в речи, а особенности их развития могут быть сходны с развитием неслышащих детей. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь)относят детей, потерявших слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, то есть после трех лет. Важнейшим критерием отнесения детей кпозднооглохшим является не возраст утраты слуха, а именно наличие развитой речи. Степень утраты слуха у них может быть разной: либо близкой к глухоте, либо близкой к слабослышанию. У детей может появиться острая реакция на то, что они перестали слышать звуки, воспринимают речь искаженно, перестали понимать, что им говорят. Дальнейшее развитие ребенка будет зависеть от того, можно ли научить его воспринимать устную речь или использовать специальную речь глухих. В благоприятных условиях развитие речи и психических процессов приближается к нормальному развитию, однако не всегда удается устранить своеобразие формирования личности и общения с окружающими. Психическое развитие детей при нарушении слуха относится к дефицитарному психическому развитию – развитие психики ребенка протекает в условиях недостаточности одной из анализаторных систем – слуховой системы. При дефицитарном типе - первичное нарушение вызывает множественные вторичные нарушения разного порядка. У детей с нарушением слуха наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления, а письменная речь приобретает у них большее значение по сравнению с устной речью. Важнейшей закономерностью является нарушение психических функций вследствие снижения уровня речевого опосредования. Недоразвитие речи, являющееся прямым следствием нарушения слухового восприятия и понимания речи, приводит к нарушениям всех высших психических функций, которые по природе своей носят опосредованный знаками (речью) характер и являются произвольными. К таким функциям можно отнести зрительное и тактильное восприятие, наглядно-действенное мышление, воображение посредством образов. Данные психические функции на ранних этапах развития практически не страдают. Однако при усложнении видов деятельности и общения ребенка, перцептивных и мыслительных задач дети с нарушением слуха начинают отставать от своих нормально слышащих сверстников. Это происходит потому, что решение сложных задач требует включения внутреннего плана деятельности, оперирования знаками, важнейшим из которых является речь. Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха).Первичное нарушение отсутствие или снижение уровня слуха (слуховых ощущений). Вторичное нарушение – разнообразные нарушения всех тех психических функций, для реализации которых необходим слух, замедление или недоразвитие тех функций, которые прямо или опосредованно связаны с «выпавшей» анализаторной системой, то есть со слухом: - вторичное нарушение 1-го порядка: отсутствие или недоразвитие слухового восприятия, которое приводит к расстройствам понимания речи, вызванное этим недоразвитие собственной речи и нарушение речевого общения;- вторичное нарушение 2-го порядка – следствие нарушений речи и речевого общения, нарушения познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения); особенно страдает словесно-логическое мышление, что хорошо заметно при сравнении с наглядными видами мышления; недоразвитие произвольности психических процессов. Третичное нарушение – нарушения развития личности вследствие ограниченного общения с другими людьми, трудностей понимания и описания своего внутреннего мира, рефлексии своего поведения из-за недоразвития внутреннего плана деятельности. Сохранные функции функции, не связанные со слухом, развиваются относительно нормально, без нарушений или с минимальными нарушениями, к ним, относятся зрительное восприятие, наглядные виды мышления. Недостаточность речевого опосредования сказывается и на развитии наглядных форм мышления, изобразительной деятельности, осмысленности и обобщенности зрительного восприятия.