logo search
Программа для экзамена ГАК

Логопедия

Предмет, задачи, методы и принципы логопедии.

Логопедия-это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Предметом логопедии как научной дисциплины являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения- человек, страдающий нарушениями речи.

Методы логопедии условно можно разделить на 1)организационные: сравнительный, логитюдиальный (изучение в динамике), комплексный; 2)эмпирический: обследование (наблюдение), эксперимент, психолигвистический (тесты, анкеты, беседы), библиографический (сбор анамнестических данных); 3) количественный и качественный анализ полученных данных; 4)интерпретационные.

Логопедия опирается также на принципы: комплексности (медико-психолого-педагогический подход при изучении и устранении тяжелых речевых нарушений); деятельностного подхода; онтогенетический (учет последовательности появления форм и функций речи в онтогенезе); учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта; принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена); общедидактические принципы.

Речевые нарушения. Классификация речевых нарушений, их причины.

Нарушения речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, поведение детей. Под воздействием речевого дефекта часто возникают вторичные отклонения, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. В логопедии под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Нарушения речи определяются как отклонения в речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

-не соответствуют возрасту говорящего;

-не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

- связаны с отклонениями в психофизических механизмах речи;

- самостоятельно не исчезают, а только закрепляются;

- требуют дифференцированного логопедического воздействия в зависимости от их характера;

- часто отрицательно влияют на психическое развитие ребенка.

В настоящее время в отечественной логопедии существуют две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина и др.), вторая – психолого-педагогическая (Р.Е. Левина).

Все виды речевых нарушений в рамках клинико-педагогической классификации подразделяются на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи. Нарушения устной речи могут быть разделены на два типа это нарушения произносительной стороны речи и системные нарушения речи.

Психолого-педагогическая классификация является основой для комплектования специальных логопедических учреждений и использования фронтальных методов воздействия.

Речевые нарушения в данной классификации подразделяются на две группы. Это нарушение средств общения и нарушение в применении средств общения.

К первой группе относятся следующие нарушения:

- Фонетическое недоразвитие речи (нарушение произношения отдельных звуков или групп звуков);

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (нарушение процессов формирования произносительной системы языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем).

- Общее недоразвитие речи (нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне).

Ко второй группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи.

М.Е. Хватцев – основоположник отечественной логопедии все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи.

Функциональные причины М.Е. Хватцев объяснил учением И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Социально-психологические причины – это различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

В зависимости от времени воздействия вредоносных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах) и постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию.

Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны.

Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов

Нарушения письменной и устной речи у умственно отсталых детей.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все виды речевой деятельности: слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено программирование речевой деятельности Г.А. Сухарева выделяет две группы олигофрении;

  1. олигофрения с недоразвитием речи,

  2. атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.

У первой группы умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития; у второй группы кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства.

У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности.

По данным Г.А. Каше, в первых классах вспомогательной школы дети с дефектами звукопроизношения составляют 65%. В речи детей преобладают искажения и замены звуков. Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью симптоматики.

Искажения звукослоговой структуры слова у умственно отсталых детей проявляются как в нарушениях количества и последовательности слогов, так и в нарушениях структуры отдельного слога.

К особенностям лексики умственно отсталых детей относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, значительное преобладание пассивного словаря над активным. Причинами бедности словарного запаса является низкий уровень познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в контактах, слабость вербальной памяти.

В словаре умственно отсталых детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, отсутствуют глаголы, обозначающие способы передвижения животных. Умственно отсталые школьники редко употребляют слова, обозначающие признаки предмета и прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.

Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуются определенными качественными особенностями:

- умственно отсталые школьники длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи;

- нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого;

- оказание помощи в форме вопросов, либо в подсказке.

Из связных высказываний умственно отсталым детям наиболее доступен пересказ, который также имеет некоторые особенности:

- дети пропускают многие важные части рассказа, передают его содержание упрощенно;

- не понимают причинно-следственных, временных, пространных отношений представленных в рассказе

- характерны разнообразные добавления, что обусловлено случайными ассоциациями, неточностью представлений и знаний.

Таким образом, нарушения связной речи у умственно отсталых детей обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситиуации, трудностью выделения существенных и второстепенных компонентов, нарушением смыслового программирования содержания связного текста.

Особенности нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников.

Среди умственно отсталых школьников 1-2-х классов отмечается большое количество детей со специфическими стойкими и повторяющимися ошибками в процессе чтения, дислексиями.

Нарушения чтения у этих детей можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоение букв, 2) побуквенное чтение, 3) искажение звуковой и слоговой структуры слова, 4) нарушение понимания прочитанного, 5) аграмматизмы в процессе чтения.

Нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Большое количество ошибок у умственно отсталых детей связано с дефектами произношения звуков. Симптоматика дисграфии характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложность их механизмов.

Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобшений, нарушением деятельности речеслухового и речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенности организации психической деятельности.