10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
Наблюдение – способ работы, при котором наблюдатель, не вмешиваясь в события, отслеживает их изменения. Это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (один из методов сбора данных путём зрительного и слухового контакта с объектом изучения). Особенность этого метода состоит в том, что при его использовании исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждёт их естественного проявления.
Основные характеристики метода наблюдения – целенаправленность, планомерность.
Основные моменты в построении наблюдения: выбор объекта наблюдения и ситуации, программа наблюдений(что будет фиксироваться), способ фиксации.
Существенно сказывается на результат уровень опыта и квалификация наблюдателя, т.к. часто в психологической интерпретации прошлый опыт не ограничивается его научными представлениями, но и включает стереотипы суждений, эмоциональные отношения и ценностные ориентации (субъективность).
Невмешательство – важная характеристика метода, определяет достоинства и недостатки (достоинство – наблюдаемый не знает о наблюдении и ведет себя естественно, минусы – сложно контролировать, трудоемкость).
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от "нормальных".
Различается несколько видов наблюдений. В зависимости от позиции наблюдателя выделяются открытое и скрытое наблюдение. Выделяются, далее, сплошное и выборочное наблюдение. Первым охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Второе представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов
Беседа: - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Психологи различных школ и направлений широко используют его в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов. Интервью называют целенаправленным опросом. Интервью определяется как "псевдобеседа": интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
Анализ продуктов деятельности (творчества). Метод опосредствованного эмпирического изучения через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись) продуктов его деятельности. Предполагает цель, гипотезу, способ анализа. Метод используется широко в пед. пс. В форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков. Для преодоления субъективизма разработан метод контент-анализа (Т.е. анализ содержания) – формализованный метод изучения тестовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. На основе гипотезы в материале выделяются спец единицы и подсчитывается частота их употребления.
Биографический метод. Способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми. Предполагает автобиографические методики (интервью, тесты, опросники), опросы значимых людей, изучение продуктов творчества.
Проективные методы. – предназначены для диагностики личности, характерны глобальным подходом, а не выявлением отдельных черт (Моя школа, Мой класс). Цель замаскирована, используются неопределенные стимулы, которые испытуемый должен дополнять. Бывают: предметные и бланковые.
Метод Монографический- Метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений.
Идеографический метод:
Основная идея Виндельбанда состояла в том, что очень часто мы не можем образовать общее знание о социальных и исторических объектах. Если нам удается построить общее знание о некотором процессе или классе объектов, то это сфера действия номотетического метода, соответствующих логик, и вместе с тем - это предмет особой группы наук или дисциплин, которые он назвал "науками о природе". Но есть другой тип объектов, по отношению к которым никакое общее знание невозможно. Это есть индивидуальное, или уникальное, знание о конкретном и, как иногда говорят, экземпляфицированном объекте. Это сфера, где действует идеографический метод - метод описания уникальных объектов или образований (исследование индивидуальных лиц, событий или предметов). Он направлен на изучение отдельного специалиста. Метод включает применение интервью, опросников, лабораторных моделей профессионально-специфических задач, анализ случаев, ошибок, а также графической продукции специалиста. Совокупность данных, получаемых с помощью экспериментальных методик позволяет реконструировать психологическое содержание действий. Идеографический метод - метод, с помощью которого получают уникальную, единичную информацию об объекте. Идиографический метод описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий и т.п.).
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.