logo search
1_2_4-19

16. Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха осуществляется на всех уровнях образования. Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности.В 2006 г. в РБ была утверждена новая программа для специальных ДУ «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха». При реализации содержания программы основным является учет зоны актуального развития ребенка (наличный уровень развития), а не его возраст. Спецификой данной программы является выделение тематических разделов: «Физическое развитие и воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое воспитание», «Формирование основ личности: нравственное развитие и воспитание», «Работа с семьей».Слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей; детских садах общего типа, на базе которых открыты и функционируют специальные группы или группы интегрированного обучения и воспитания; дошкольных группах, школах-интернатах для глухих или слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе). На всех уровнях основного образования обучение лиц с нарушением слуха осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, а также с использованием технических средств обучения, которые обеспечивают передачу информации на зрительной основе. Люди, имеющие нарушение слуха, для организации обучения используют дактильную азбуку и жестовую речь. Дактилология (движения пальцев рук (жесты) обозначают буквы алфавитов национальных языков) и жестовая речь - это особая кинетическая система для компенсации импрессивной (восприятие и понимание речи) и экспрессивной (произнесение звуков речи самим человеком) устной речи. Важным средством формирования речи неслышащего является чтение. В дошкольном возрасте чтение выступает «основным средством формирования разговорной и повествовательной речи». С помощью чтения ребенок усваивает новые слова, закрепляет лексические и грамматические обобщения, формирует предпосылки понимания письменной контекстной речи, развивает умение пользоваться элементарной монологической речью и т.д. Основное назначение чтения, по мнению исследователей, заключается в том, чтобы за каждой прочитанной фразой у ребенка, прежде всего, возникало реальное представление, а за прочитанным текстом осознавался заключенный в нем смысл. При организации обучения неслышащих детей могут использоваться следующие системы: 1) на основе билингвистического подхода (равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются как словесная, так и жестовая речь - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов); 2) на основе словесной речи. В обучении лиц с нарушением слуха может использоваться тотальная коммуникация - использование словесного и жестового языков: устная речь, воспринимаемая зрительно и слухозрителыю, письменная речь, дактилология, разговорный жестовый язык глухих, калькирующая жестовая речь, пантомима, указательные жесты, мимика и др. Очевидным является применение широчайшего арсенала средств передачи информации.