1. Общая характеристика программы
1.1. Цель реализации программы:формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области начального образования.
Программа составлена на основе образовательной программы высшего образования направления подготовки 050400 – «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология и педагогика начального образования», квалификация (степень) – бакалавр.
Вид профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники программы - педагогическая деятельность в начальном общем образовании.
1.2. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации1:
а) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по программе «Начальное образование» профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности «Педагог начального образования», включает:
образование (общее, коррекционное, инклюзивное).
б) Объектами профессиональной деятельности являются:
обучение;
воспитание;
индивидуально-личностное развитие обучающихся;
здоровье обучающихся;
психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в начальном звене общеобразовательных учреждений;
социализация.
в) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с основным видом профессиональной деятельности - педагогическая деятельность в дошкольном образовании:
общие для всех видов профессиональной педагогической деятельности:
реализация на практике прав ребенка;
создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация детей;
участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
систематическое повышение своего профессионального мастерства;
соблюдение норм профессиональной этики;
повышение собственного общекультурного уровня;
соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
педагогическая деятельность в начальном общем образовании:
реализация в учебном процессе образовательных программ начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;
создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;
интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;
взаимодействие с педагогами, администрацией образовательной организации и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;
формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования.
1.3 Требования к результатам освоения программы.
Выпускник программы должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-1);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-2);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);
способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);
способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);
готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-8);
владением историческим методом с применением его к оценке социокультурных явлений (ОК-9).
Выпускник программы должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);
способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13).
Выпускник программы должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):
психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (ПКПП):
способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
способностью осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
способностью выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
способностью формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);
готовностью руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9);
способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10);
способностью проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).
Выпускник программы должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа - педагогическая деятельность в начальном общем образовании (ПКНО):
способностью организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);
способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);
способностью участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);
готовностью создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
готовностью организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПКНО-5);
готовностью во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);
готовностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
способностью эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).
- 1. Общая характеристика программы
- 1.4. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимому для освоения программы.
- 2.2. Дисциплинарное содержание программы модуль 1 Дисциплина «педагогика начального образования»
- Банк примерных тестовых заданий
- Список литературы
- Периодика
- Интернет-ресурсы:
- Дисциплина «психология младшего школьного возраста»
- Тема 1. Социальная ситуация развития младшего школьника
- Тема 2. Адаптация к школе. Социокультурная адаптация младших школьников
- Тема 3. Учебная деятельность младшего школьника
- Тема 4. Формирование научных понятий, учебных навыков
- Тема 5. Особенности развития познавательных процессов у младших школьников
- Тема 6. Новообразования младшего школьного возраста
- Тема 7. Развитие личности младших школьников
- Тема 8. Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Дисциплина «основы коррекционной педагогики и специальной психологии»
- Список литературы
- Модуль 2 Дисциплина «методология и методика психолого-педагогических исследований»
- Список литературы
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Нормативные документы
- Информационные сетевые ресурсы
- Тема 1. Нормативно-правовые основы начального образования
- Тема 2. Общие требования к программе, ее структура и содержание, процедура внедрения, экспертиза
- Тема 3. Программы начального образования нового поколения
- Тема 4. Современные проблемы программного обеспечения начального образования
- Список литературы
- Модуль 3 Дисциплина «теоретические основы и технологии начального языкового образования»
- Примерное содержание контрольной работы
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература:
- Дисциплина «теории и технологии начального математическогообразования»
- Тема 1. Теоретические основы и методика изучения целых неотрицательных чисел в начальной школе. Лекции (4 часа)
- Тема 2. Теоретические основы и методика обучения выполнению арифметических действий над целыми неотрицательными числами. Лекции (4 часа)
- Тема 3. Теоретические основы и методика обучения решению задач. Практические занятия(4 часа)
- Тема 4. Теоретические основы и методика изучения алгебраических понятий в начальной школе. Лекции (4 часа)
- Тема 5. Теоретические основы и методика изучение величин. Лекция (2 часа)
- Тема 6. Теоретические основы и методика изучения геометрических понятий. Лекции (4 часа)
- Примерное содержание контрольной работы
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Дисциплина «теоретические основы и технологии начального литературного образования»
- Тема 2. Литературоведческая пропедевтика – Лекция (2 часа)
- Тема 3. Круг детского чтения – Лекция (4 часа)
- Тема 4. Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования – Практическое занятие (2 часа).
- Тема 5. Процесс работы над литературным произведением в начальной школе – Практическое занятие (2 часа).
- Тема 6. Методика работы над произведениями различных жанров – Практическое занятие (2 часа).
- Тема 7. Методы и приемы работы над литературным произведением – Практическое занятие (2 часа).
- Примерное содержание контрольной работы
- Список литературы
- Дисциплина «теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»
- Тема1. Естествознание как учебный предмет в начальной школе. Лекция 4 часа
- Тема 2. Формирование естественнонаучных представлений и понятий. Лекция 4 часа
- Практические занятия и самостоятельная работа студентов по курсу «Технологии начального образования по естествознанию»
- Анализ учебных программ по курсу «Окружающий мир»
- Примерное содержание контрольной работы
- Задание 1. Используя школьные учебники заполните следующие таблицы
- 1. Сравнительная характеристика планет Солнечной системы
- 2. Движение Земли вокруг Солнца
- 4. Структура атмосферы
- 5. Характеристика природных зон России
- 6. Характеристика континентов Земли
- 7. Строение и функции растительной клетки
- 8. Строение и функции растительных тканей
- 9. Основные признаки систематических групп растений
- 10. Сравнительная характеристика основных классов моллюсков
- 11. Сравнительная характеристика основных классов членистоногих
- 12. Сравнительная характеристика основных отрядов насекомых
- 13. Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб
- 14. Сравнительная характеристика основных отрядов земноводных
- 15. Сравнительная характеристика основных отрядов пресмыкающихся
- 16. Сравнительная характеристика основных отрядов птиц
- 17. Сравнительная характеристика подклассов млекопитающих
- 18. Сравнительная характеристика основных отрядов плацентарных млекопитающих
- 19. Сравнительная характеристика основных классов типа хордовых
- 20. Характеристика тканей человеческого организма
- 21. Характеристика систем органов человеческого организма
- 22. Железы внутренней секреции
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 1. Проблемы художественного образования и эстетического воспитания в современной школе. Лекция (2 час.)
- Тема 2. Возрастные этапы развития изобразительной деятельности ребенка. Лекция (2 час.)
- Тема 3. Содержание программ по изобразительному искусству для начальной школы. Лекция (2 час.)
- Тема 4. Изучение основ цветоведения в начальной школе. Лекция (2 час.)
- Тема 5. Нетрадиционные техники рисования
- Тема 6. Технология проведения уроков-бесед об изобразительном искусстве в начальной школе. Тема 7. Книжная графика как вид графики.
- Тема 8. Изучение основ цветоведения в начальной школе.
- Тема 9. Декоративно-прикладное искусство, его виды. Тема 10. Региональное искусство как средство художественно-эстетического развития младших школьников.
- Примерное содержание контрольной работы
- Список литературы
- Дисциплина «теории и технологии музыкального образования в начальной школе»
- 1. Музыкальное образование в России Лекция 2 часа.
- Тема 2.Музыкальные способности и их развитие у детей. Лекция 2 часа.
- Тема 3. Методы и приемы музыкального образования младших школьников. Лекция 2 часа.
- Тема 4. Урок музыки в начальной школе. Практическое занятие 2 часа.
- Тема 5. Развитие музыкального восприятия младших школьников. Практическое занятие 2 часа.
- Тема 6. Теория и методика обучения пению младших школьников. Практическое занятие 2 часа.
- Список литературы
- Практикум: компьютерные технологии в начальном образовании
- Примерное содержание контрольной работы
- Модуль 4 Психолого-педагогическое сопровождение начального образования Дисциплина «инклюзивное образование»
- Тема1. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе. Особые образовательные потребности детей с овз. Лекция (2ч.)
- Тема 2. Современное понимание инклюзии. Модели инклюзивного образования детей с овз. Лекция (2ч.)
- Тема 3. Образовательная среда для детей с овз. Практическое занятие (2 ч.)
- Тема 4. Педагог в системе инклюзивного образования. Практическое занятие (2 ч.)
- Список литературы
- Тема 1. Функционально-ролевая структура семьи и цикл ее развития
- Тема 2. Психология супружеских и детско-родительских отношений
- 3) Методики для родителей
- 4) Методики и для детей и для родителей
- 5) Методики для диады «родитель-ребенок»
- Самостоятельная работа
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература:
- Интернет-ресурсы: