Психолого-педагогическая помощь ребенку с аутизмом в школе
Период школьного обучения особенно важен для аутичных детей и их близких. Поступлению в школу часто предшествуют годы усилий семьи и специалистов по возвращению ребенка в русло нормальной жизни. Конечно, в начале коррекционной работы и позже детям с аутизмом необходимы индивидуальные занятия, затем тренинг в малых группах детей со сходными проблемами. Однако при появлении хотя бы малейшей возможности они нуждаются в следовании образцам нормального поведения и общения с детьми, чьи эмоциональные реакции и навыки коммуникации стимулируют налаживание контактов.
Опыт показывает, что аутичному ребенку необходима постоянная стимуляция для перехода к более сложным отношениям с миром и с людьми. Ее нельзя организовать искусственно, можно лишь добиваться адаптации ребенка в нормальной среде, которая естественным образом заставляет детей «собираться» и решать новые жизненные задачи. Таким образом, выход в достаточно сложные социальные условия школы, в среду обычных детей — это большая победа такого ребенка и открытие для него новых возможностей развития. Школа дает ему не только знания и навыки, но прежде всего шанс научиться жить вместе с другими людьми. Поэтому для таких детей крайне важно удержаться в школе, а не остаться в привычных домашних условиях, перейдя на индивидуальное обучение. Сделать это, не имея «своего» человека в школе — ходатая, заступника, профессионально понимающего проблему и объясняющего ее другим специалистам, — практически невозможно.
Аутизм не связан напрямую с интеллектуальными возможностями ребенка и может осложнять жизнь как детей с задержкой развития, так и самых блестящих и одаренных учеников. Опыт показывает, что все дети, даже самые умные, для того, чтобы не просто удержаться в школе, а получить знания и навыки, которые потом смогут использовать во взрослой жизни, нуждаются не только в заступничестве и терпении, но и в направленной психологической помощи. Она реализуется в продуманной организации их школьной жизни; в поддержке учителя; в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей; в поддержке их семей и координации взаимодействия родителей со специалистами; в помощи сверстникам в понимании и принятии их особого одноклассника. Если такую помощь удается наладить, то начинают активно развиваться не только те дети, чьи блестящие интеллектуальные способности сразу бросаются в глаза, но и внешне менее яркие дети, за тормозимостью и застенчивостью которых скрываются интересные индивидуальности. Задним числом выясняется, что они с самого начала чувствовали и понимали гораздо больше, чем могли выразить.
Рассмотрим как можно более подробно и конкретно, что мы можем сделать для ребенка с аутизмом в школе, включая самые простые и очевидные с позиций здравого смысла вещи. Для этого постараемся охарактеризовать как слабые, так и сильные стороны детей. Надо учесть, что хотя трудности типичны, они могут быть выражены в разной степени, ни у одного ребенка, безусловно, не встречается весь комплекс представленных проблем.
- Психологическое сопровождение
- Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому
- Трудности произвольной организации ребенка
- Особенности кризиса первого года
- На btopom-третьем годах жизни
- Признаки формирования разных типов аутизма
- Особенности психического развития в дошкольном возрасте
- Проблемы поведения и возможности их разрешения
- Опасные ситуации
- Необычные пристрастия, интересы и влечения
- Агрессия
- Самоагрессия
- Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям
- Стереотипность
- Развитие социально-бытовых навыков
- Адаптация в детском саду
- Подготовка к школе
- Психолого-педагогическая помощь ребенку с аутизмом в школе
- Основные условия обучения в школе
- Организация обучения
- Помощь в обучении
- Помощь в социальном и эмоциональном развитии
- Развитие отношений с детьми и взрослыми
- Проблемы подростков и взрослых
- Общая характеристика психического и социального развития
- Развитие речи и навыков коммуникации
- Межличностные связи и социальные взаимодействия
- Психолого-педагогическая помощь
- Выработка навыков социальной жизни
- Способы адаптации среды к возможностям человека с аутизмом
- Развитие и отработка навыков коммуникации