logo search
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

Особенности технологий социальной работы

Во-первых, это самые наукоемкие технологии. Разработка каждой требует огромного объема информации, специальной селекции, обращения к результатам научных достижений.

Во-вторых, это трудно алгоритмизированные технологии.

В-третьих, у технологий социальной работы вероятностный характер результатов. К такой ситуации должна быть готовой каждая из сторон взаимодействия. Если клиенты социальной службы, познакомившись с технологией укрепления семьи, решат, что для этого достаточно "рая в шалаше", то они окажутся в плену созданной ими же ловушки.

В-четвертых, технологии социальной работы - особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами. Результативность технологий определяется тем, насколько специалисты социальной работы оснащены человековедческими знаниями и умеют ими практически пользоваться. Человековедческие знания и умения, непосредственно ориентированные на социальное самоутверждение человека, на самореализацию его творческого потенциала.

Социальная работа, таким образом, является социальной технологией, но в то же время она сама является технологичной деятельностью. Исходя из положения о том, что социальная работа - это процесс, можно выделить основные ее признаки как социальной технологии, а именно: структурируемость, концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.

Структурируемость социальной работы как технологии в максимальной степени связана с формами и методами профессионального субъектно-объектного взаимодействия.

Управляемость технологиями социальной работы предполагает возможность осуществления диагностического анализа, целеполагания, планирования, проектирования, варьирования средств и методов работы с человеком.

Активная деятельность или активность субъекта в поиске выхода из трудной жизненной ситуации зависит от многих факторов:

- настройки субъекта на преодоление ситуации;

- социально-экономического, социально-психологического и социального (статусного) положения субъекта;

- разветвленной системы социальных учреждений и социальных служб, вызывающих доверие у человека и способных оказать ему профессиональную услугу, внимание, содействие или помощь;

- правового механизма, существующего в обществе и обеспечивающего правовое регулирование деятельности социальных служб и учреждений.

Результативность процесса социальной работы обусловлена следующими принципами:

o принцип соответствия, согласно которому в процессе работы необходимо учитывать особенности ресурсов уровня его бытия;

o принцип взаимодействия, который определяет, что выбор способа взаимодействия зависит от того, на какой ресурс человека он ориентирован;

o принцип ориентации, который отражает положение, что каждому уровню бытия человека должен соответствовать свой процесс социальной работы;

o принцип взаимодеятельности, который определяет, что процесс работы с человеком может достигнуть цели только при условии взаимодеятельности субъектов на основе целеполагания.

Многообразие технологий социальной работы не исключает возможности их классификации и типизации.

Кроме этого следует различать технологии психосоциальной, социально-медицинской, социально-педагогической, военно-социальной работы.

Это технологии, применяемые для решения конкретных проблем алко- и наркозависимых, лиц без определенного места жительства, лиц с отклонениями психического здоровья, безработных, в работе с инвалидами, семьей, пожилыми людьми и т. д.

Особое место в определении технологий социальной работы принадлежит понятию "социальная практика". Это организационно-правовое и функционально-прикладное оформление технологии. К ним относятся: "Социальное такси", "Социальный патруль", "Школа безопасности", "Школа наставничества", "Школа профессионального мастерства" и т. д.