19. Методы воспитания в теории педагогики. Применение методов воспитания в начальной школе.
Воспитатель может действовать по-разному: «воздействовать»; «противодействовать»; «содействовать»; «взаимодействовать». Метод воспитания как способ действия педагога. Метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д. Метод воспитания как способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Прием воспитания как часть метода, один из его «кирпичиков». Варианты классификаций методов воспитания: Т.Е.Конникова и Г.И.Щукина (методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания, методы стимуляции деятельности); Ф.Ф.Королев и Н. К.Гончаров (убеждение, упражнение, поощрения и порицания); В.В.Караковский (воспитание словом, воспитание делом, воспитание ситуацией, воспитание игрой, воспитание общением, воспитанием отношениями). Характеристика методов воспитания в трактовке Н.Ф.Головановой (Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуации свободного выбора; Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: лекция, беседа. дискуссия; Методы самоопределения личности ребенка: шаг вперед, задание самому себе, мой секрет; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: соревнование, поощрение, порицание). Применение методов воспитания в начальной школе.
- Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Возникновение педагогической профессии, ее развитие. Психолого-педагогические требования к личности педагога. Роль и место учителя начальных классов в век информационного общества.
- Педагогическое исследование: сущность, уровни, этапы. Методы педагогического исследования. Исследовательский подход в работе учителя начальных классов.
- Развитие личности и воспитание. Факторы, влияющие на развитие личности (рассмотреть на конкретных примерах).
- Социализация личности. Механизмы и факторы социализации. Роль учителя начальных классов в социализации школьника.
- Возрастная периодизация, явления акселерации и децелерации. Учет возрастных и психологических особенностей школьников в работе учителя начальных классов.
- Развитие системы образования в России, принципы государственной образовательной политики. Место начальной ступени в системе образования России.
- Целостный педагогический процесс – предмет изучения педагогики.
- Дидактика, ее основные категории. Характеристика дидактических систем обучения, возможность их применения в системе начального образования.
- Понятие процесса обучения, его структура и движущие силы. Реализация основных положений теории обучения в процессе начального образования.
- Принципы и правила обучения в теории педагогики, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 13. Методы обучения. Условия выбора эффективных методов обучения (раскрыть на конкретных примерах).
- 14. Формы организации обучения в педагогике, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 15. Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 16. Контроль и оценивание в учебном процессе. Диагностика обучения, ее применение в деятельности учителя начальных классов. Проблема неуспеваемости учащихся в современной школе.
- 17. Средства обучения, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 18. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности, принципы. Роль личности учителя начальных классов в решении задач воспитания.
- 19. Методы воспитания в теории педагогики. Применение методов воспитания в начальной школе.
- 20. Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя начальных классов в ее осуществлении.
- 21. Коллектив как объединение учащихся. Его воспитательные возможности. Методы формирования и сплочения коллектива. Роль личности учителя начальных классов в работе с ученическим коллективом.
- 22. Классный руководитель – организатор внеучебной воспитательной работы. Выполнение функций классного руководителя учителем начальных классов.
- 23. Теоретические основы семейного воспитания: значение семьи и жизни ребенка, функции семьи, условия правильного семейного воспитания, ошибки в семейном воспитании.
- 24. Сотрудничество педагогов и семьи в воспитании учащихся. Возможности начальной школы в обеспечении данного направления работы.
- 25. Педагогическая концепция воспитательной системы. Воспитательная система в начальной школе.
- 26. Особенности воспитания и обучения младших школьников. Способы педагогического влияния учителя начальных классов на адаптацию учащихся.
- 27. Развивающее обучение. Система л.В. Занкова.
- 29.Системы обучения в начальной школе.
- 30. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Практическая часть
- 12. Решить педагогическую ситуацию.
- 13. Решить педагогическую ситуацию.
- 1. На какие психологические и личностные особенности ученика опирался в своих решениях и действиях учитель?
- 2. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?
- 15. Решить педагогическую ситуацию.
- 1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации?
- 2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?
- 3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке?