16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
Под проблемным обучением понимается такой тип развивающего обучения, в котором усвоение научных знаний сочетается с самостоятельной поисковой деятельностью ученика, а система методов строится на основе принципа проблемности. С помощью проблемного обучения пытались решить важную социальную задачу – развитие творческой личности. Ставились цели сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность, интерес к процессу познания, раскрыть творческий потенциал учащихся. Процесс усвоения перестает быть лишь интеллектуальным процессом, он становится процессом личности.
Процесс усвоения новых знаний осуществляется в системе П. о. как субъективное открытие их уч-ся с помощью преподавателя. Т. о., в системе П. о. 2 главных условия: 1) возникновение познавательной потребности у каждого уч-ся в усваиваемом учебном материале; 2) субъективное открытие новых обобщенных знаний, необходимых для выполнения практических или теоретических задач.
П. о. в целом включает мотивационное творческое звено, информационные и тренировочные этапы обучения. Они предполагают усвоение известных знаний, не требующих в процессе усвоения обязательной творческой активности личности. К таким знаниям относятся системы сведений о фактах науки, определения, обозначения, способы вычислений и др. Тренировочные этапы составляют необходимое звено формирования в обучении простых и сложных профессиональных навыков. Общий объем проблемно усваиваемого материала зависит от типа учебного предмета и уровня развития уч-ся. Для теоретических систем знаний возможности П. о. выше, чем для профессионально-практических.
В зависимости от уровня теоретической подготовленности уч-ся по степени проблемности различают 3 основных уровня П. о.:
1) проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находит ее решение:
2) преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с уч-ся;
3) творческое обучение, предполагающее активное участие уч-ся в формулировании проблемы и поиске ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ.
Общее условие успешности реализации П, о. — высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся в постановке проблем такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям уч-ся и организации активной познавательной работы каждого.
Показатель эффективности П. о. — это существенное повышение качества усвоения учебного! материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности! Отдаленным показателем эффективности П, о. является формирование творческих способностей.
***
Основано на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Она возникает, если у человека есть познавательная активность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между известным и неизвестным. Проблемное обучение включает этапы: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. Этот процесс развертывается по аналогии с мыслительным актом – осознание, решение и умозаключение (по Рубинштейну это возникновение и осознание трудности; попытка преодоления на основе прежнего опыта; переосмысление задачи; зарождение и проверка гипотезы, результат). В случае неуспешного решения процесс идет заново. Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности, реализуемой в размышлении.
В другом обучении не устраивало. Пассивность и подчиненность ученика, активность на уроках носит формальный характер, ученик д. запомнить и сохранить в памяти должный материал. Первый вариант создал Дьюи.
Дьюи.
Обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем вербальное (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дж. Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция "полного акта мышления". Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение.
Правильно построенное обучение, по мнению Дж. Дьюи, должно быть проблемным. По сравнению с традиционной системой Дж. Дьюи предложил смелые новшества, неожиданные решения. Место "книжной учебы" занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности, когда сами учащиеся обращаются к нему за помощью. Вместо общей для всех стабильной учебной программы вводились ориентировочные программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем. Место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащихся.
Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение "путем делания", т.е. такое, при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. В методике Дж. Дьюи наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся он противопоставлял развитие их индивидуальности.
Учение – активный мыслительный процесс, связанный с преодолением трудностей – возникновением проблемной ситуации. Обучение д. идти через решение проблем.
Человек в онтогенезе проходит в миниатюре тот путь, который прошло человечество. Нужно поставить ребенка в те условия, когда он познает действительность. Это можно сделать путем создания объекта изучения (педоцентризм). Программ быть не должно, вместо них д.б. проекты – последовательное постепенное усложнение задач, связанных с жизненной практикой. Обучение начиналось с беседы, в которой давались сведения о развитии человека. В играх жизнь имитировалась, давались сведения о создании орудия. Гипотеза – именно в таком прохождении человеком пути, ребенок захочет повторить жизнь. Понятия и термины вводятся постепенно. Постепенно д. возникать и заинтересованность в получении знаний.
Оконь. Построил целостную систему проблемного обучения. С одной стороны обучение д. идти через решение проблем, с другой – соотносится с положениями о проблемном характере МШ (Матюшкин, Рубинштейн), его фазности, о природе возникновения каждой мысли в проблемной ситуации.
Создал новый вариант программного обучения. Чтобы возродить познавательную активность, нужно воссоздать проблемную ситуацию, в которой у ребенка возникнут вопросы, и он будет искать на него ответы. Это жизненная ситуация, в ней объективно содержится одна или несколько проблем, проблема возникает в момент столкновения с трудностями при анализе объекта, переживание трудности – основной момент в формулировании проблемы. Ситуация д.б. динамичной, вопрос д. порождать новый вопрос. Следующий этап – поиск решения, когда проблемная ситуация сформулирована. Но есть и трудности. Не всякая жизненная ситуация вызывает познавательный интерес. Ее решение зависит от того, умеет ли учитель дозировать свою помощь. Научные проблемы крайне редко формулируются самими детьми. Выбор ситуации зависит от массы случайных вещей.
Матюшкин. Интеллектуальное развитие ученика, развитие его творческих способностей, осуществляется только в условиях преодолений интеллектуальных препятствий, трудностей. Интеллектуальное затруднение появляется, когда ребенок не может выполнить поставленное перед ним задание известными ему способами и должен найти новый способ, «открыть» его. Интеллектуальная активность, обеспечивающая открытие новых способов действия и новых знаний, необходимых для решения конкретной задачи, связанных с познавательной потребностью. Открытие ребенок совершает в условиях проблемной ситуации, специально организованной в процессе обучения.
Проблемная ситуация – определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия (усвоения), новых знаний о предмете, о способах или условиях выполнения задания (введено Матюшкиным)
Структура проблемной ситуации. Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности; неизвестное, новое знание или способ действия – то, что должно быть открыто при выполнении задании; интеллектуальные возможности ребенка, включающие егоо творческие способности и прошлый опыт, уже достигнутый уровень знаний.
Следует иметь ввиду, что выполняемое задание должно основываться на тех знаниях, что уже овладел ученик. Слишком трудное или слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.
Система проблемных задач должна: включать основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для изучаемой сферы науки и практической деятельности; содержать достыпные и важные для общего образования научные методы и обобщенные способы решения проблем; предусматривать проявление и формирование творческих черт деятельности; строится по принципу возрастающей сложности.
Проблемная задача – знаковая модель проблемной ситуации. В ней заложено противоречие между известным и неизвестным – искомым, которое находится с помощью умственных и практических действий. Смысл промежуточных действий состоит в открытии не заданных в условии задачи связей, в раннее не известных ученику образованиях. Искусство учителя заключается в том, что бы представить подлежащее усвоению знание как систему неизветных знаний, которые ученики должны сами открыть на уроке.
Три вида ПО: проблемное изложение; частично- поисковый или эвристический; исследовательский
«+» Обеспечивает особый тип мышления,
глубину убеждений,
прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
способствует формированию мотивации достижения успеха,
развивает мыслительные способности обучающихся.
«-» - в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков;
оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным.
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.