13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
Концепция социальногенетической психологии (автор В.В.Рубцов.) теория, объясняющая психическое развитие ребенка через совместную деятельность. Построена на анализе общей структуры деятельности, выполненного в культурноисторической школе Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева.
Главной методологической основой теория социогенеза В.В. Рубцова является включение индивидуальных действий в совместно-распределенную (совокупную) деятельность.
Совместная УД должна быть организована и как сотрудничество педагога и детей, и как сотрудничество детей друг с другом. Цель – повышение успешности решения проблем и достижение макс эффекта в интеллектуальном и личностном развитии.
Модели совместных форм деятельности, построенные на разных принципах:
-индивидуальных вкладов (акцент на индивидуальные особенности учеников; эффективность деятельности в группе зависит от качеств детей (общительность, активность, умение встать на точку зрения другого, склонность к творчеству и т.д.); задача педагога – правильный подбор состава группы)
-позиционном (эффективность достигается благодаря столкновению разных точек зрения на одну и ту же проблему. В рамках этого подхода разделяют две формы: концептуально-позиционная – в группе дети исходно имеющие разные точки зрения, учитель сообщает условия задачи, распределяет функции; функционально-ролевая форма – учитель распределяет роли (планировщик, исполнитель, контролер и т.п.))
-содержательно-деятельностном (деятельность рассматривается как детерминанта эффективности группового взаимодействия). В работах Рубцова В.В. и его сотрудников Поливановой Н.И., Семеновой М.А. и др – делается акцент на учебной задаче как основной единице УД и включении в совместную УД различных моделей действия учащихся. Создается форма кооперации, которая обеспечивает открытие детьми связей между действиями с объектом и его свойствами. Каждый ученик выполняет свое действие, но может обмениваться с другими своими действиями=>действие ребенка остается целостным, но приобретает двойную направленность – на предмет усвоения и на др участников.
Компоненты спец организованной совместной деятельности:
-распределение начальных действий и операций, заданное предметными условиями совместной деятельности
-обмен способами действия, заданный необходимостью вкл различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы
-взаимопонимание (устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия др участника, включенного в деятельность)
-общение, которое обеспечивает реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания
-планирование общих способов работы, предвидение и определение участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построении соответствующих схем
-рефлексия, устанавливается отношение к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы.
Исследования показывают, что совместная деятельность детей, организованная по содержательно-деятельностному принципу, приводит к появлению общих целей, навыков делового сотрудничества, к развитию символической функции и преодолению эгоцентризма. (Источник Пед Псих под ред Кулагиной)
Исходные положения:
1.Современный человек должен быть готов к разным видам деятельности. Во-первых, потому что этого требует рынок труда (переход с одно работы на другую, изменение обязанностей): во-вторых, общество активно развивается (появление различных технических средств и т.п.)
2.Человек должен овладеть разными видами деятельности от классификаций до изобретения. Человек должен уметь (по возможности безболезненно) входить в разные сообщества («интегрироваться в сообщества» Рубцов), должен становиться не только исполнителем, но и инициатаром. Но человека невозможно научить сразу всем деятельностям. Поэтому имеет смысл провести его через те виды деятельности, которые исторически складывались и присутствуют в современном обществе. Для этого необходимо овладение системой исторически сложившихся образцов деятельности.
3.Ни одна из существующих школ вышеназванные требования не удовлетворяет (было проанализировано семь типов школ, от традиционной до лицеев). Из-за этого Рубцов построил свой проект Культурно-исторической школы, предполагает 4 этапа (ступени):
1)Для дошкольников – Школа Мифотворчества (то объяснение явления, которое еще не может быть объяснено ребенком с научной точки зрения, попытка объяснения мира, не обязательно не верное)
Должен овладеть:
-наблюдением (развитая наблюдательность)
-действие классификации и коллекционирования
-коллективно-игровая деятельность (инсценировка)
-должны овладеть элементарными понятиями (части-целое, равенство-неравенство и т.п.)
2)Начальная школа – Школа Мастерская (дети подготавливаются к тому, что в дальнейшем умения, которые формируются на данной ступени, будут на уровне мастерства)
Должен овладеть:
-счет -письмо -чтение -надпредметные умения
3) Школа Лаборатория
Начало формирования исследовательской или квази-исследовательской деятельности.
4) Проектная школа
Ученик учится не просто изучать, но и создавать. Создание проектов, новых образцов, порождение нового знания, умение изложить это знание. (Источник консультация Е.Д.Божович)
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.