3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обучения.
Методы производственного обучения в целом аналогичны методам теоретического обучения. Тем более что в процессе производственного обучения присутствуют многие методические приемы теоретического обучения.
Словесные методы
Инструктаж – словесный метод, который реализуется через объяснение, беседу, иногда рассказ, работу с письменными источниками информации с одновременной демонстрацией трудовых приемов и наглядности пособий. Различают устный и письменный. Письменный – это информационные карты: справочный материал, изображение технологических процессов.
Показ приемов трудовых действий. Этот метод имеет целью создание в сознании учащегося точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которыми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.
Правила применения метода показа трудовых действий
Деятельность мастера | Деятельность учащихся |
1 | 2 |
Объяснить назначение формируемых умений
Показать весь трудовой процесс в нормальном темпе Выделить операции, приемы и основные действия в трудовом процессе Показать отдельные операции, приемы и способы их выполнения по инструкционной карте Поставить вопросы для анализа инструкционной карты Показать всю изучаемую деятельность в замедленном темпе Вызвать одного или двух учащихся для воспроизведения показанных операций Проанализировать ошибки учащихся Повторить весь трудовой процесс в нормальном виде | Уяснение значимости трудового процесса в профессиональной деятельности Наблюдение, целостное восприятие трудового процесса Анализ состава и структуры трудовой деятельности
Уяснение способов выполнения каждой операции, приемов работы с инструкционной картой Ответы на вопросы Мысленное восприятие Наблюдение, анализ Анализ приемов работы Мысленное воспроизведение трудовой деятельности |
Упражнения - навыки и умения, как и их компоненты, формируются путем упражнений, являются в этом смысле основным методом производственного обучения. Под упражнениями понимается многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования.
Упражнения на тренажерах - проводятся в отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовывать такие упражнения в реальной производственной обстановке.
Правила применения тренировочного метода
Деятельность мастера | Деятельность учащихся |
1 | 2 |
Разъяснить учащимся сущность изучаемой трудовой деятельности Познакомить учащихся с условиями работы тренажера Объяснить принцип работы тренажера Показать структуру упражнений, которую необходимо выполнить на тренажере Попросить одного или двух учащихся повторить операции на тренажере Указать ошибки, неточности Предъявить задания для учащихся Сформировать интерес у учащихся, заинтересованность в выполнении задания Определить программу и ритм выполнения задания Контроль за ходом выполнения упражнений Корректировка ошибок учащихся | Осознание цели трудовой деятельности Рассмотрение и изучение тренажера Отработка операций "включение" и "выключение" на тренажере
Наблюдение, рассмотрение определенных операций в изучаемой деятельности Наблюдение, мысленное воспроизведение
Анализ приемов работы учащихся
Обдумывание программы выполнения задания Работа по заданной программе Ответы на вопросы мастера Самоконтроль |
Методы наблюдения и показа
Наблюдение учащихся - этот метод используется, в основном, в производственном обучении учащихся на предприятиях профессиям, труд которых связан с обслуживанием сложного оборудования.
Письменное инструктирование - применение этого метода связано с использованием на уроках производственного обучения различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельным источникам информации. В производственном обучении наибольшее применение нашли инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.
Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.
Технологические карты применятся при выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы технологические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения комплексных работ, кроме того, содержат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения работ.
Учебные алгоритмы применяются при обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностики неисправностей, регулировке сложного оборудования, они содержат четкие правила выполнения работ.
Правила применения алгоритмического метода
Деятельность мастера | Деятельность учащихся |
1 | 2 |
Предъявление учащимся неисправного блока аппаратуры Определение перечня типичных неисправностей аппаратуры Выделение из общего перечня одной неисправности. Постановка перед учащимися вопроса о возможных причинах неисправности Предъявление возможной причины неисправности. Показ операций и приемов устранения и проверки работы Предъявление следующей причины Повторяется до тех пор, пока учащиеся не уяснили все операции по устранению всех причин предъявленной неисправности Предъявление следующей неисправности аппаратуры и т.д. | Установление факта неисправности, уточнение признаков неисправного блока Осмысление, классификация типичных неисправностей, ведение конспекта Указание причин прямых (наиболее вероятных) и косвенных (маловероятных) Осознание последовательности выполнения действий, отработка операций
|
- Тема 1. Мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
- Тенденции развития мпо
- Построение понятийно-терминологического аппарата (пта)
- Тема 2. Методическая деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения
- Тема 3. Содержание профессионального образования и обучения в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Учебно-программная документация по общетехническим и специальным предметам и производственному обучения, её анализ и принципы разработки.
- Тема 4. Средства обучения в методике профессионального обучения
- 1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.
- 2. Система предметно-знаковых средств обучения. Учебник по специальным дисциплинам как обучающая система. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Система предметно-знаковых средств
- Функции логических регулятивов
- Тема 5. Дидактическое проектирование. Методический анализ учебного материала
- Тема 6. Общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления деятельности в теоретическом и производственном обучении рабочих
- 1. Классификация методов обучения. Парные методы. Перцептивные методы (основаны на восприятии):
- 2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
- 3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обучения.
- 4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.
- Тема 7. Организационные формы теоретического и производственного обучения в учебных заведениях начального профессионального образования
- 1. Типы уроков теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.
- 3. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели, задачи и структура. Планирование и организация совмещенного урока.
- 5. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.
- Тема 8. Методика проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
- Тема 9. Наблюдение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
- Тема 10. Технологии профессионального обучения