logo search
Программа для экзамена ГАК

Методика преподавания естествознания

Психолого-педагогические основы обучения умственно отсталых школьников естествознанию. Особенности овладения умственно отсталыми школьниками естествоведческими представлениями и понятиями.

Естествознание как предмет учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Особенности психического развития умственно отсталого школьника, проявляющиеся при овладении курсом естествознания: слабая концентрация и переключаемость внимания, его неустойчивость; малый объем памяти, быстрое забывание и слабое воспроизведение материала; слабость аналитико-синтетических способностей; недостаточность речевого развития. Пропедевтический период обучения естествознанию в коррекционной школе VIII вида – курс «Окружающий мир».

Основные этапы формирования естествоведческих понятий: восприятие объекта, формирование представлений, выработка понятий. Учет психологических особенностей умственно отсталых школьников при формировании понятий. Характеристика естествоведческих понятий в коррекционной школе VIII вида, формирование и развитие представлений и понятий в коррекционной школе VIII вида. Значение наглядного материала в преподавании естествознания в коррекционной школе VIII вида. Приемы обучения, способствующие лучшему усвоению знаний о природе в коррекционной школе VIII вида.

Наглядные средства обучения естествознанию в коррекционной школе VIII вида. Натуральные наглядные пособия: живые объекты, гербарий, чучела, коллекции, влажные препараты, сухие препараты, объекты неживой природы. Искусственные наглядные пособия: модель, глобус, муляжи, аппликации, диорама, компас, термометр. Плоскостные изобразительные наглядные пособия: динамические и статические. Динамические: учебный фильм, диафильмы, грамзаписи, учебные телепередачи. Статические наглядные пособия: учебная таблица, учебная картина, диаграмма, слайды, диапозитивы, схема. Вспомогательное оборудование: реактивы, набор посуды, измерительные приборы, нагревательные приборы, оптические приборы, набор экскурсионного оборудования. Роль уголка живой природы в коррекционной школе VIII вида. Сочетание и комплексное использование наглядных средств обучения

Методика преподавания блока «Неживая природа».

Неживая природа: вода, воздух, горные породы и минералы, почва. Основные физико-химические свойства компонентов неживой природы. Значение лабораторных и практических работ: «Свойства почвы, воздуха, воды» (горение лучины в присутствии и в отсутствии кислорода; плодородие почвы, содержание воздуха в почве и т.д.). Работа учащихся с коллекциями минералов, почв и горных пород. Место экскурсий в формирование понятий о природе у умственно отсталых школьников. Тематика, цели и задачи экскурсионного цикла. Методика организации и проведения экскурсии в коррекционной школе VIII вида

Методика преподавания блока «Живая природа».

Живая природа: бактерии, грибы, растения, животные, их анатомо-морфологическая характеристика и классификация, роль в природе и в жизни человека.

Методика преподавания раздела «Бактерии, грибы, растения». Основные темы, разделы, их взаимосвязь с пропедевтическим курсом, курсом «Неживая природа», методика преподавания. Практическая и коррекционная направленность раздела «Растения». Экскурсионный блок раздела. Методика формирования агротехнических знаний у умственно отсталых учащихся. Формирование основных знаний, умений, навыков и обогащение словаря в ходе овладения учащимися курсом «Бактерии, грибы, растения». Природоохранная направленность курса (виды растений из Красной книги России и Оренбургской области).

Методика преподавания раздела «Животные». Беспозвоночные и позвоночные животные. Практическая и коррекционная направленность раздела «Животные». Экскурсионный блок раздела. Сельскохозяйственная значимость раздела. Изучение основ животноводства. Формирование основных знаний, умений, навыков и обогащение словаря в ходе овладения учащимися курсом «Животные». Природоохранная направленность курса. (виды животных из Красной книги России и Оренбургской области).

.