logo search

Словарь

Абстракция – процесс умственной деятельности человека, позволяющий мысленно рассматривать отдельные свойства, стороны или состояния предмета; лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

Абулия – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы, ослаблением воли.

Агнозия – нарушение восприятия (зрительного, слухового, тактильного), возникающее при поражении головного мозга.

Аграмматизм – ошибки в грамматическом оформлении экспрессивной речи и в понимании грамматических конструкций.

Аграфия – невозможность овладеть письмом или распад письма.

Адаптация – приспособление к условиям среды.

Акалькулия – нарушение счета и счетных операций из-за поражения различных областей коры головного мозга.

Акселерация – ускоренное физическое развитие детей.

Актуализация – воспроизведение имеющихся знаний, умений, навыков.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алексия – невозможность овладеть чтением или распад навыка.

Амбивалентность – противоречивое эмоциональное состояние, переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо.

Амнезия – нарушение памяти, возникающее при различных поражениях мозга.

Амузия – нарушение способности понимать и исполнять музыку, возникающее при поражении мозга.

Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленение предмета, явления на составные части. Обратная процедура – синтез-соединение элементов в целое.

Анамнез – совокупность сведений о болезни и развитии ребенка.

Аномалия – отклонение от нормы.

Антиципации – способность предвидеть результаты действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих в конечные слоги слова.

Апперцепция – свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта.

Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи.

Ассоциация – связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т. д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого.

Астения – слабость.

Астереогноз – одна из форм агнозии, неузнавание предметов при их ощупывании с закрытыми глазами, нарушения тактильной чувствительности.

Асфиксия – удушье плода и новорожденного, прекращение дыхания из-за понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.

Атаксия – расстройство координации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга.

Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, связанные с нарушением обмена веществ в них.

Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).

Афазия – полная или частичная потеря речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Аффект – сильное кратковременное эмоциональное переживание.

Аффективные дети – дети, у которых устойчивые тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.

Афония – отсутствие голоса.

Афферентный анализ и синтез – анализ и синтез импульса, идущего от периферии (рецептора) в кору головного мозга, контролирующий выполнение движений.

Библиотерапия – лечебное воздействие средствами литературы.

Блоки мозга – структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека. Первый блок – блок регуляции мозга, его тонуса, обеспечивает активность психических функций. Второй блок – блок приема и хранения информации, включает анализаторные системы. Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Брока центр (зона) – центр моторной (экспрессивной) речи, расположен в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей).

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Вербальная парафазия – замена нужного слова другим, близким по смыслу.

Вербализм – недостаток, при котором словесное выражение не соответствует конкретным представлениям и понятиям.

Вернике центр (зона) – центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей).

Внимание – направленность, избирательность психической деятельности.

Внутренняя речь – произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Восприятие – непосредственное отражение предмета, явления, процесса в совокупности его свойств. Образ предмета, воздействующего на анализатор.

Восстановительное обучение – методы восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, общей и умственной работоспособности.

Гемиплегия – поражение на одной половине тела функциональной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела.

Гиперакузия – повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, симптом сенсорной алалии.

Гиперкинез – чрезмерные непроизвольные движения, возникают при нарушениях нервной системы.

Гипоакузия – пониженная чувствительность.

Гипокинезия – снижение двигательной активности.

Гипоксия – кислородное голодание.

Дебильность – относительно легкая степень недостаточности интеллекта.

Дедукция – рассуждение, позволяющее делать выводы из некоторых утверждений.

Декодирование – заключительная операция процесса приема информации.

Декомпенсация – расстройство деятельности какого-либо органа вследствие нарушения компенсации (перестройки функций при нарушениях).

Деменция – слабоумие, обеднение психической деятельности.

Депривация – недостаточное удовлетворение основных потребностей.

Детерминизм – учение о всеобъемлющей причины обусловленности явлений.

Деятельностный подход – принцип рассмотрения особенностей личности через призму деятельности – процесса достижения поставленных целей.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей средой.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение произвольной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисфония – частичное нарушение голоса.

Задержка психического развития – тип аномалии психического развития ребенка, парциональное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер.

Зона ближайшего развития – показатели возможностей и перспектив развития. Определяется содержанием тех задач, которые ребенок не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого.

Идиотия – тяжелая степень.

Имбецильность – степень недоразвития интеллекта.

Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека.

Индукция – логическое рассуждение, двигающееся от утверждений менее общего характера к утверждениям более общего.

Инертность – качество поведения, заключающееся в замедленном переключении с одного вида деятельности на другой. Инертность психических процессов бывает при патологическом состоянии мозга.

Интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида, основанная форма познания человеком действительности. Способность к обучению, оперирование символами, способность к овладению закономерностями окружающего мира.

Интериоризация – перенос общественных представлений в сознание отдельного человека.

Инфантилизм – задержка в развитии организма, физическое и психическое недоразвитие.

Истерия – патологическое состояние психики: повышенная внушаемость, слабость сознательной регуляции поведения, яркость внешних выражений незначительных переживаний.

Кинестезические ощущения – ощущения движений, положения частей тела, мышечных усилий.

Клоническая судорога – быстро следующие одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц.

Кодирование – применительно к речи: процесс говорения.

Комбинированный речевой дефект – сочетанные нарушения.

Коммуникативная функция речи – функция общения.

Компенсация – процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате какой-либо функции.

Коммуникация – обмен информацией.

Контаминация – ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении, слиянии частей разных слов.

Коррекция нарушенной речи – устранение, преодоление, исправление недостатков речи.

Кризы возрастные – условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому.

Латерализация – четкое преобладание одного из парных органов, выделение ведущего (доминантного) полушария мозга.

Литеральная парафазия – замена звука или буквы, что приводит к искажению слова.

Личность – человеческий индивид; появляется с возникновением сознания и самосознания.

Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения.

Логоррея – бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, симптом сенсорной алалии.

Макроглосия – массивный язык.

Механизмы нарушения речи – характер отклонений процессов и операций в возникновении и развитии речевой деятельности.

Микроглоссия – маленький размер языка.

Мимика – движения мышц лица, глаз, отражающие чувства человека.

Модуляция голоса – изменение высоты голоса, связанное с интонацией.

Мутация голоса – возрастные изменения голоса в связи с изменениями в голосовом аппарате.

Мутизм – прекращение речевого общения из-за психической травмы.

Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности по сравнению с нормой определенной речевой функции или речевой системы в целом.

Негативизм – немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого, упорный отказ от общения.

Отраженная речь– речь, повторенная за кем-либо.

Персеверация – повторение, настойчивое воспроизведение какого-либо действия, слога, слова; проявление тормозного процесса, связанное с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

Психические свойства – индивидуальные особенности психики человека и соответствующие им формы поведения (интерес, способность, темперамент, характер).

Психические состояния – разные виды отражения в сознании человека воздействий как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (например, бодрость, усталость, скука и др.).

Психические явления – любой вид психической деятельности (психические процессы, психические состояния, психические свойства).

Психическое развитие – развитие психических процессов и психических свойств личности у детей.

Психогенный – обусловленный воздействием психических факторов.

Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы выявления и оценки индивидуально-психологических особенностей личности.

Психокоррекция – предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.

Психология специальная – отрасль психологии, изучающая особенности психики людей с отклонениями от нормального развития.

Психомоторика – совокупность сознательно управляемых действий.

Психопатия – психическое заболевание, проявляющееся в изменении свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.

Психотерапия – воздействие на психическую сферу больных с целью коррекции их поведения и психических отклонений.

Распад речи – утрата речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.

Реабилитация —1) восстановление пригодности; 2) система медико-психолого-педагогических мер, направленных на включение ребенка или взрослого с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к жизни и труду в обществе.

Реадаптация – 1) комплекс мероприятий, направленных на приспособление к условиям внешней среды; 2) этап реабилитации, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия.

Реактивные состояния – психические расстройства, возникающие в результате острых стрессовых ситуаций.

Релаксация – 1) состояние покоя, расслабленности; 2) полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (например, расслабление или аутогенная тренировка).

Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными.

Рефлексия – процесс самопознания внутренних психических актов и состояний.

Ригидность – непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ритмика – 1) учение о музыкальных ритмах; 2) раздел фонетики, изучающий закономерности ритмического построения речи; 3) система упражнений, основанных на связи движения с музыкой.

Сензитивный период – этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций, для освоения каких-либо видов деятельности.

Сенсорный – чувствующий, относящийся к ощущениям.

Симптом нарушений речи – признак, проявление нарушений речевой деятельности.

Синдром – закономерное сочетание симптомов болезни или нарушения, имеющее общий патогенез.

Синкинезия – автоматическое, непроизвольное содружественное движение.

Симультанный – имеющий целостный (одновременный) характер.

Сложный (комбинированный) дефект – сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих (например, умственно отсталые слепые).

Сопряженная речь – совместное произнесение слов и фраз двумя или несколькими лицами.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении деятельности.

Специфические закономерности психического развития – закономерности психического развития, свойственные лишь определенной категории детей.

Стадии психического развития – периоды жизни человека по совокупности социально-психологических признаков.

Структура дефекта – совокупность первичных и вторичных симптомов и характер их связей.

Суггестия – внушение на основе эмоционально окрашенного невербального и вербального воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния.

Сукцессивный анализ – реализуемый по частям (последовательный), а не целостный анализ.

Сурдопедагогика – наука о воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей.

Сурдопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психологические особенности глухих и слабослышащих.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Тест – система заданий, представляющих собой ограниченное во времени стандартизованное испытание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического свойства личности.

Тесты интеллекта – методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида.

Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения.

Тифлопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психологические особенности слепых и слабовидящих людей.

Тремор – непроизвольные ритмические движения.

Трудотерапия – использование трудовых процессов с целью лечения, восстановления нарушенных функций, адаптации и абилитации.

Факторы риска – различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний.

Физиокинезотерапия – комплекс мероприятий, включающий активную и пассивную гимнастику, массаж и психотерапию, которые применяются с целью восстановления функций у больных с повреждением опорно-двигательного аппарата.

Фобии – навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания.

Фонематический анализ – умственное действие по анализу структуры слова на составляющие его фонемы.

Фонематическое восприятие – умственное действие по слухо-произносительной дифференциации фонем.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонопедия – комплекс психолого-педагогического воздействия, направленного на коррекцию нарушений голоса и личности больного.

Эволюция – процесс количественного и качественного изменения, развития.

Эгоцентризм – позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния других людей.

Эйфория – эмоциональное состояние, для которого характерны беспричинная веселость и беспечность, снижение критичности, моторное возбуждение.

Экзальтация – возбужденное, восторженное состояние; болезненная оживленность.

Экзогенный – возникающий под воздействием внешних факторов.

Экспансивный – несдержанный в проявлении чувств, бурно реагирующий на все.

Эксперимент – научно поставленный опыт, исследование является в точно учитываемых условиях, позволяющих воспроизводить его при повторении этих условий.

Экспрессивная речь – процесс говорения; активное устное и письменное высказывание.

Экстериоризация – процесс выведения внутренних операций во внешний план.

Экстравертированность – склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей.

Эмпатия – способность к пониманию и сопереживанию психологического состояния другого человека.

Эндогенный – возникающий и развивающийся вследствие воздействия внутренних причин.

Этиология – учение о причинах и условиях возникновения болезни или нарушения.

Эхолалия – автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.

Эхопраксия – автоматическое повторение движений и действий других людей.

Язык – система знаков, используемая как средство общения и познания.

Языковая способность – способность к усвоению и использованию элементов и правил системы языка в целях общения и познания.

1Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934. С. 10.

2Там же. С. 76.

3Там же. С. 87.

4Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934. С. 89.

5Там же. С. 90.

6Там же. С. 95.

7Там же.

8Там же. С. 101.

9Шиф Ж. И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965. С. 147

10Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. М., 1924.

11Эльконин Д. Б. Детская психология. – 1960.

12Выготский Л. С. Воображение в его развитие в детском возрасте. – В кн.: Развитие высших психических функций. М., 1960, с. 340.

13Фрешельс Э. Заикание. М., 1931. С. 57.

14ХватцевМ.Е. Логопедия. М., 1939. С. 137.

15Давиденков С. Н. Неврозы. Л., 1963. С. 93–94.

16Жинкин Н. И. Мышление и речь. М., 1958. С. 345.

17Подольский А. И. Формирование симультанного опознания. М., 1978, с. 10.