Тема 2. Психология супружеских и детско-родительских отношений
Лекция (2 часа)
Основные характеристики супружеских отношений: характер эмоциональных связей, мотивация брака, способность к разрешению проблем, сплоченность семьи и субъективная удовлетворенность браком. Адаптация супругов в семье. Основные методы изучения супружеских отношений (биографический метод, опросники и др.).
Любовь как основа построения современной семьи. Теоретические подходы к анализу любви как психологическому феномену (З. Фрейд, З. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Мэй, Р. Стернберг, В.В. Столин, А.С. Кон).
Родительство как социокультурный феномен. Мотивы воспитания и родительства. Материнство как психологический феномен. Роль отца в развитии ребенка. Типы родительской любви. Понятие девиантного родительства.
Практическое занятие (2часа). РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
План проведения практического занятия
1.Сообщение цели и задач занятия.
2. Обсуждение теоретических вопросов:
Особенности детско-родительских отношений в детском, подростковом и юношеском возрасте. Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Эмоциональное принятие и любовь родителем ребенка как условие полноценного личностного развития (Э. Эриксон, Я. Корчак, Т. Дрейкурс, Р. Кемпбелл). Причины эмоционального отвержения ребенка и отказа от ребенка. Основные задачи и пути коррекции эмоционального отвержения и индифферентности родителей.
Стиль общения и взаимодействия и его влияние на развитие ребенка. Авторитарный, демократический, авторитетный, разрешающий, либерально-попустительский, игнорирующий стили. Система родительского контроля (требования, запреты, форма контроля, санкции). Поощрения и наказания как способы регуляции поведения ребенка).
3.Практическая часть:
Изучите в рекомендуемых учебных пособиях и дополнительной литературе материал, посвященный роли семьи в развитии личности ребенка.
Создайте презентации по следующей тематике:
«Принципы построения эффективной коммуникации в детско-родительских отношениях», «Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками», «Условия преодоления негативных следствий развития ребенка в условиях депривации общения с отцом». «Психологические особенности воспитания детей в нетрадиционных («двухкарьерных» семьях)».
Проанализируйте предложенную к занятию литературу и подготовьтесь к групповой дискуссии на тему «Причины возникновения нарушений семейного воспитания Основные направления их коррекции. (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер).
Подведение итогов занятия.
Литература:
Варга, А.Я. Семейная психотерапия. - СПб., 2010.
Би, Хелен, Структура семьи /Х. Би // Би Хелен. Развитие ребенка /Х. Би.- СПб., 2004.- С. 590-595.
Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицынв.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.- 325 с.
Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин.- М.: Питер, 2009.- 176 с.
Ермолаева, Т.В. Три главных условия счастливой семьи /Т.В. Ермолаева // Психолого-педагогический журнал.- 2008.- № 1.- С. 33-41.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -СПб., 2008.
Ковалевский. М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М. Либроком, 2011. – 152 с.
Ладыгина, О.М. Культура семьи как основа духовной культуры славян / О.М. Ладыгина // Образование в современной школе.- 2009.- № 1.- С. 28-36.
Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 368 с.
Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи.4 изд.СПб.,2008.- 672 стр. (серия « Мастера Психологии»).
Интернет-ресурсы:
Атоян А.Г. Межнациональные браки глазами молодых людей / А.Г. Атоян, Н.И. Медведева // Междунар. журн. эксперим. образования. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhnatsionalnye-braki-glazami-molodyh-lyudey
Бабочкин П.И. Кросскультурные браки в полиэтнической среде // Упр. мегаполисом. - 2008. - № 3. - С. 54 - 58 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://um-mag.ru/wp-content/uploads/2011/05/p_54-58.pdf
Практическое занятие (2часа). НАРУШЕНИЕ И РАСПАД СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
План проведения практического занятия
1.Сообщение цели и задач занятия.
2. Групповая форма работы. Подготовка и защита тематических проектов:
Факторы нарушения функционирования семьи: сверхсильные, длительные хронические, резкое изменение стереотипа и уровня жизни семьи, суммирование трудностей.
Развод как кризис в развитии семьи. Причины разводов, факторы риска разводов. Основные фазы развода. Особенности фазы постразвода для родителя, остающегося с детьми и родителя без детей.
Психологические особенности реагирования, переживания и преодоления негативных следствий развода в зависимости от возраста детей. Психологические условия профилактики и преодоления негативных последствий развода для детей и разведенных супругов.
3.Практическая часть:
Выбрать из предложенного ниже списка одну психодиагностику, рассказать о методике ее применения в процессе психологической работы с семьей.
Провести одну из предложенных психодиагностик с оформлением практического вывода:
Психодиагностика супружеских отношений:
Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.
Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.
Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.
Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.
Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления.
Психодиагностика детско-родительских отношений:
Методика «Рисунка семьи» и ее модификация, адаптированный вариант методики Рене Жиля.
Различные варианты методики «Незавершенные предложения», модификация оценочно-самооценочной методики, детский апперцептивный тест, детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Энтони, опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой.
- 1. Общая характеристика программы
- 1.4. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимому для освоения программы.
- 2.2. Дисциплинарное содержание программы модуль 1 Дисциплина «педагогика начального образования»
- Банк примерных тестовых заданий
- Список литературы
- Периодика
- Интернет-ресурсы:
- Дисциплина «психология младшего школьного возраста»
- Тема 1. Социальная ситуация развития младшего школьника
- Тема 2. Адаптация к школе. Социокультурная адаптация младших школьников
- Тема 3. Учебная деятельность младшего школьника
- Тема 4. Формирование научных понятий, учебных навыков
- Тема 5. Особенности развития познавательных процессов у младших школьников
- Тема 6. Новообразования младшего школьного возраста
- Тема 7. Развитие личности младших школьников
- Тема 8. Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Дисциплина «основы коррекционной педагогики и специальной психологии»
- Список литературы
- Модуль 2 Дисциплина «методология и методика психолого-педагогических исследований»
- Список литературы
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Нормативные документы
- Информационные сетевые ресурсы
- Тема 1. Нормативно-правовые основы начального образования
- Тема 2. Общие требования к программе, ее структура и содержание, процедура внедрения, экспертиза
- Тема 3. Программы начального образования нового поколения
- Тема 4. Современные проблемы программного обеспечения начального образования
- Список литературы
- Модуль 3 Дисциплина «теоретические основы и технологии начального языкового образования»
- Примерное содержание контрольной работы
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература:
- Дисциплина «теории и технологии начального математическогообразования»
- Тема 1. Теоретические основы и методика изучения целых неотрицательных чисел в начальной школе. Лекции (4 часа)
- Тема 2. Теоретические основы и методика обучения выполнению арифметических действий над целыми неотрицательными числами. Лекции (4 часа)
- Тема 3. Теоретические основы и методика обучения решению задач. Практические занятия(4 часа)
- Тема 4. Теоретические основы и методика изучения алгебраических понятий в начальной школе. Лекции (4 часа)
- Тема 5. Теоретические основы и методика изучение величин. Лекция (2 часа)
- Тема 6. Теоретические основы и методика изучения геометрических понятий. Лекции (4 часа)
- Примерное содержание контрольной работы
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Дисциплина «теоретические основы и технологии начального литературного образования»
- Тема 2. Литературоведческая пропедевтика – Лекция (2 часа)
- Тема 3. Круг детского чтения – Лекция (4 часа)
- Тема 4. Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования – Практическое занятие (2 часа).
- Тема 5. Процесс работы над литературным произведением в начальной школе – Практическое занятие (2 часа).
- Тема 6. Методика работы над произведениями различных жанров – Практическое занятие (2 часа).
- Тема 7. Методы и приемы работы над литературным произведением – Практическое занятие (2 часа).
- Примерное содержание контрольной работы
- Список литературы
- Дисциплина «теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»
- Тема1. Естествознание как учебный предмет в начальной школе. Лекция 4 часа
- Тема 2. Формирование естественнонаучных представлений и понятий. Лекция 4 часа
- Практические занятия и самостоятельная работа студентов по курсу «Технологии начального образования по естествознанию»
- Анализ учебных программ по курсу «Окружающий мир»
- Примерное содержание контрольной работы
- Задание 1. Используя школьные учебники заполните следующие таблицы
- 1. Сравнительная характеристика планет Солнечной системы
- 2. Движение Земли вокруг Солнца
- 4. Структура атмосферы
- 5. Характеристика природных зон России
- 6. Характеристика континентов Земли
- 7. Строение и функции растительной клетки
- 8. Строение и функции растительных тканей
- 9. Основные признаки систематических групп растений
- 10. Сравнительная характеристика основных классов моллюсков
- 11. Сравнительная характеристика основных классов членистоногих
- 12. Сравнительная характеристика основных отрядов насекомых
- 13. Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб
- 14. Сравнительная характеристика основных отрядов земноводных
- 15. Сравнительная характеристика основных отрядов пресмыкающихся
- 16. Сравнительная характеристика основных отрядов птиц
- 17. Сравнительная характеристика подклассов млекопитающих
- 18. Сравнительная характеристика основных отрядов плацентарных млекопитающих
- 19. Сравнительная характеристика основных классов типа хордовых
- 20. Характеристика тканей человеческого организма
- 21. Характеристика систем органов человеческого организма
- 22. Железы внутренней секреции
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 1. Проблемы художественного образования и эстетического воспитания в современной школе. Лекция (2 час.)
- Тема 2. Возрастные этапы развития изобразительной деятельности ребенка. Лекция (2 час.)
- Тема 3. Содержание программ по изобразительному искусству для начальной школы. Лекция (2 час.)
- Тема 4. Изучение основ цветоведения в начальной школе. Лекция (2 час.)
- Тема 5. Нетрадиционные техники рисования
- Тема 6. Технология проведения уроков-бесед об изобразительном искусстве в начальной школе. Тема 7. Книжная графика как вид графики.
- Тема 8. Изучение основ цветоведения в начальной школе.
- Тема 9. Декоративно-прикладное искусство, его виды. Тема 10. Региональное искусство как средство художественно-эстетического развития младших школьников.
- Примерное содержание контрольной работы
- Список литературы
- Дисциплина «теории и технологии музыкального образования в начальной школе»
- 1. Музыкальное образование в России Лекция 2 часа.
- Тема 2.Музыкальные способности и их развитие у детей. Лекция 2 часа.
- Тема 3. Методы и приемы музыкального образования младших школьников. Лекция 2 часа.
- Тема 4. Урок музыки в начальной школе. Практическое занятие 2 часа.
- Тема 5. Развитие музыкального восприятия младших школьников. Практическое занятие 2 часа.
- Тема 6. Теория и методика обучения пению младших школьников. Практическое занятие 2 часа.
- Список литературы
- Практикум: компьютерные технологии в начальном образовании
- Примерное содержание контрольной работы
- Модуль 4 Психолого-педагогическое сопровождение начального образования Дисциплина «инклюзивное образование»
- Тема1. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе. Особые образовательные потребности детей с овз. Лекция (2ч.)
- Тема 2. Современное понимание инклюзии. Модели инклюзивного образования детей с овз. Лекция (2ч.)
- Тема 3. Образовательная среда для детей с овз. Практическое занятие (2 ч.)
- Тема 4. Педагог в системе инклюзивного образования. Практическое занятие (2 ч.)
- Список литературы
- Тема 1. Функционально-ролевая структура семьи и цикл ее развития
- Тема 2. Психология супружеских и детско-родительских отношений
- 3) Методики для родителей
- 4) Методики и для детей и для родителей
- 5) Методики для диады «родитель-ребенок»
- Самостоятельная работа
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература:
- Интернет-ресурсы: