logo search
лекции ПФВиС 2012

3.3. Стадии формирования двигательных навыков

Процесс формирования двигательных навыков в спорте состо­ит из трех стадий.

  1. Ознакомление с общей структурой упражнения. Создание на этой основе необходимых понятий и представлений о технике выполнения двигательного действия. На этой стадии спортсмен отчетливо понимает цель действия, но имеет смутное понимание о способе ее достижения, поэтому, выполняя зада­ние, делает достаточно грубые ошибки, много лишних движе­ний, у него отсутствует двигательный навык. Зрительный конт­роль тренера над выполнением упражнения необходим.

2. Овладение приемами формирования навыка. На этой стадии важны поиск и закрепление наиболее эффективных движений, необходимых для правильного выполнения упражнения. В результате двигательные представления становятся болееполными и точными, мышечно-двигательные ощущения и восприятия более четкими и осознанными. Зрительный контроль за выполнением упражнения перестает быть ведущим, большая роль отводится двигательным и вестибулярным компонентам контроля.

Спортсмен постепенно освобождается от ряда ошибок, так что лишних движений становится меньше. Усваивается ряд элемен­тов, формирующих автоматические двигательные действия. Вы­зывается положительная психическая реакция на навык.

3. Закрепление и совершенствование навыка. Представление об упражнении на этом этапе становится ясным и отчетливым. Двигательное действие выполняется быстро, точно и экономно. Необходимость зрительного контроля исчезает. Контроль осуществляется в основном при помощи мышечно-двигательных ощущений. Эта стадия не имеет завершения. Она продолжается до тех пор, пока спортсмен тренируется и выступает на соревнованиях.

Экспериментальным путем доказано, что процесс форми­рования двигательного навыка имеет следующие закономерно­сти:

  1. образование двигательного навыка носит прогрессивно-по­ступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);

  2. рост результатов в процессе формирования навыка нерав­номерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты рас­тут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;

  3. результаты растут скачкообразно — со взлетами и спадами;

  4. на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его фор­мирования возникает задержка в росте результатов. Это объяс­няется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тре­нировки.