logo search
МОИ Ответы к госам

9. Современные концепции досуга.

Теоретико-методологические и методические основы КДД предполагают использование особого категориально-понятийного аппарата. Он включает следующие дефиниции: "свободное время", "досуг", "рекреация"и др., которые либо идентифицируются, либо различаются по своему значению между собой.

Различают понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время опре­деляет границы пространства внешней необходимости. Оно же­стко детерминировано. Свободное время  это часть внерабочего времени, остаю­щегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пла­стично. К показателям свободного времени относятся: физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, ту­ризм;

Свободное время состоит из двух частей. Одна часть — это время, расходуемое на необходимую общественную, творческую и иную деятельность (повышение квалификации, учеба, заня­тия с детьми и т.п.). Другая часть — это собственно досуг (любительский труд, потребление духовных благ, занятия физи­ческой культурой, спортом, встречи с родственниками, друзья­ми, пассивный отдых и др.).

Досуг и рекреация являются неотъемлемыми элементами культуры, от­вечают исконным человеческим потребностям и придают значимость человеческой цивилизации. Существует четыре основных теоретических концепции опре­деления природы досуга, где досуг рассматри­вается в качестве:

1. Количественная концепция досуга основывается на утверждении, что все временное пространство жизни человека мо­жет быть разделено на определенные отрезки времени в соответствии с их назначением. В этом случае досуг является временным отрезком, свободным от непреложных обязанностей (работа, сон, уход за собой, домашняя работа). Значит, досуг - временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости обеспечения материальных и физиоло­гических потребностей человека, это пространство для отдыха, в кото­ром личность имеет полную свободу выбора деятельности (либо без­деятельности) по своему усмотрению 2. Деятельностная концепция предполагает рассмотрение досуга в ка­честве одной из функций, необходимых человеку для достижения удо­влетворенности жизнью. Досуг трактуется как разновидность деятель­ности человека, отличная от других видов его жизнедеятельности, свя­занных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимы­ми для поддержания жизненных сил.

3. Психологическая концепция досуга связана с рассмотрением данного феномена в качестве субъективного самоощущения, основан­ного на личностном восприятии и чувствах человека на досуге, т.е. с точки зрения восприятия досуг является интеллектуальным состоянием, которое закладывается в сознании индивида. В этой концепции под­черкивается, что человек может принимать участие в определенном виде деятельности, который по всем признакам может считаться досуговым, но если эмоциональный настрой человека преимущественно негативен, то для него это не есть по сути своей досуг. 4. Концепция досуга как холистического, целостного образа жизни вбирает в себя и обобщает все предыдущие подходы к определению сущности досуга. В соответствии с данной концепцией выдвигается утверждение, что все сферы жизнедеятельности обладают досуговым потенциалом, т.е. основа досуга - возможность для творчества, само­выражения, физического и интеллектуального совершенствования мо­жет присутствовать в различных сферах жизни человека: в рабочей деятельности, в церкви, в учебном процессе и т.д. 

С понятием досуга тесно связана категория рекреации.  Рекреация представляет собой про­цесс восстановления жизненных сил человека. С точки зрения производимого на человека эффекта, ре­креация - процесс восстановления психофизического баланса челове­ческого организма. 

Можно выделить следующие ха­рактеристики данного феномена: - рекреация является видом деятельности в свободное время ин­дивида и мотивируется чувством удовлетворения; - виды рекреационной деятельности многообразны; - участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств; - рекреационные виды деятельности являются социально прием­лемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества.

Есть ли различия между понятиями "досуг" и "рекреация"? Большинство профессионалов и ис­следователей рекреационно-досуговой деятельности считают, что зна­чения этих терминов различны.

Рекреация предполагает включение индивида в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным сущностным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко вы­раженной ценностной ориентацией. Спектр досуговых видов деятель­ности чрезвычайно разнообразен, в него могут включаться как пози­тивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности, т.е. досуговая деятельность не исключает нездоровые и антисоциальные проявления. Кроме того, досуг есть личностный феномен, тогда как рекреация - социальный. 

Основным признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

Признаки досуговой деятельности:

1. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности;

2. Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровождения, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индивидуумом как цель и основная ценность.

3. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.

4. Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуго1вых ценностей).

5. Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека.

6. Поиск удовольствий, разнообразия.

7. Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я». Конец XX века и научно-технический прогресс дали стимул стремительному развитию индустрии досуга и к прежним признакам добавились: 1. Массовость. 2. Доступность. 3. Стандартизация форм, досуга. 4. Бескорыстие (Дюмазадье подчёркивает отсутствие утилитарной цели).

Ю. Е. Рыжкинсвязывает понятия досуга и рекреации. Он пишет: Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной изФорморганизации досуга человека.

Согласно мнению отечественного социолога А. С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений.

По мнению американского ученого Дж. Келли,рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т. е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация. Но она не должна ограничиваться только восстановлением сил, истраченных в процессе труда, мы должны восстанавливать свои силы для более широких целей.

Заслуживают внимания теоретические концепции досуга, разрабатываемые учеными Республики Корея. Досуг - это не сама свобода, а время, когда осуществляется деятельность, основанная на свободном выборе. Оно не связано со стремлением к материальной выгоде, а предполагает обретение душевного удовлетворения и радостей, поддержание человеческого достоинства и тратится на достижение ценностей культуры.

Из современных западных ученых, С. Де-Гразия и Дж. Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости.

Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных (у Дж. Шивере)и отечественных ученых.

Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.

Эпистемологическая связывала содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир.

Экзистенциальная рассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер),учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения..

Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазадье, который, как и Дж. Шивере, во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией.