9. Современные концепции досуга.
Теоретико-методологические и методические основы КДД предполагают использование особого категориально-понятийного аппарата. Он включает следующие дефиниции: "свободное время", "досуг", "рекреация"и др., которые либо идентифицируются, либо различаются по своему значению между собой.
Различают понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости. Оно жестко детерминировано. Свободное время — это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пластично. К показателям свободного времени относятся: физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;
культурная самодеятельность; общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;
культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;
прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;
бездеятельный отдых и прочее.
Свободное время состоит из двух частей. Одна часть — это время, расходуемое на необходимую общественную, творческую и иную деятельность (повышение квалификации, учеба, занятия с детьми и т.п.). Другая часть — это собственно досуг (любительский труд, потребление духовных благ, занятия физической культурой, спортом, встречи с родственниками, друзьями, пассивный отдых и др.).
Досуг и рекреация являются неотъемлемыми элементами культуры, отвечают исконным человеческим потребностям и придают значимость человеческой цивилизации. Существует четыре основных теоретических концепции определения природы досуга, где досуг рассматривается в качестве:
временного пространства
вида деятельности;
психологического состояния;
холистического (целостного) образа жизни.
1. Количественная концепция досуга основывается на утверждении, что все временное пространство жизни человека может быть разделено на определенные отрезки времени в соответствии с их назначением. В этом случае досуг является временным отрезком, свободным от непреложных обязанностей (работа, сон, уход за собой, домашняя работа). Значит, досуг - временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости обеспечения материальных и физиологических потребностей человека, это пространство для отдыха, в котором личность имеет полную свободу выбора деятельности (либо бездеятельности) по своему усмотрению 2. Деятельностная концепция предполагает рассмотрение досуга в качестве одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворенности жизнью. Досуг трактуется как разновидность деятельности человека, отличная от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддержания жизненных сил.
3. Психологическая концепция досуга связана с рассмотрением данного феномена в качестве субъективного самоощущения, основанного на личностном восприятии и чувствах человека на досуге, т.е. с точки зрения восприятия досуг является интеллектуальным состоянием, которое закладывается в сознании индивида. В этой концепции подчеркивается, что человек может принимать участие в определенном виде деятельности, который по всем признакам может считаться досуговым, но если эмоциональный настрой человека преимущественно негативен, то для него это не есть по сути своей досуг. 4. Концепция досуга как холистического, целостного образа жизни вбирает в себя и обобщает все предыдущие подходы к определению сущности досуга. В соответствии с данной концепцией выдвигается утверждение, что все сферы жизнедеятельности обладают досуговым потенциалом, т.е. основа досуга - возможность для творчества, самовыражения, физического и интеллектуального совершенствования может присутствовать в различных сферах жизни человека: в рабочей деятельности, в церкви, в учебном процессе и т.д.
С понятием досуга тесно связана категория рекреации. Рекреация представляет собой процесс восстановления жизненных сил человека. С точки зрения производимого на человека эффекта, рекреация - процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма.
Можно выделить следующие характеристики данного феномена: - рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удовлетворения; - виды рекреационной деятельности многообразны; - участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств; - рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества.
Есть ли различия между понятиями "досуг" и "рекреация"? Большинство профессионалов и исследователей рекреационно-досуговой деятельности считают, что значения этих терминов различны.
Рекреация предполагает включение индивида в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным сущностным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией. Спектр досуговых видов деятельности чрезвычайно разнообразен, в него могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности, т.е. досуговая деятельность не исключает нездоровые и антисоциальные проявления. Кроме того, досуг есть личностный феномен, тогда как рекреация - социальный.
Основным признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.
Признаки досуговой деятельности:
1. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности;
2. Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровождения, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индивидуумом как цель и основная ценность.
3. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.
4. Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуго1вых ценностей).
5. Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека.
6. Поиск удовольствий, разнообразия.
7. Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я». Конец XX века и научно-технический прогресс дали стимул стремительному развитию индустрии досуга и к прежним признакам добавились: 1. Массовость. 2. Доступность. 3. Стандартизация форм, досуга. 4. Бескорыстие (Дюмазадье подчёркивает отсутствие утилитарной цели).
Ю. Е. Рыжкинсвязывает понятия досуга и рекреации. Он пишет: Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной изФорморганизации досуга человека.
Согласно мнению отечественного социолога А. С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений.
По мнению американского ученого Дж. Келли,рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т. е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация. Но она не должна ограничиваться только восстановлением сил, истраченных в процессе труда, мы должны восстанавливать свои силы для более широких целей.
Заслуживают внимания теоретические концепции досуга, разрабатываемые учеными Республики Корея. Досуг - это не сама свобода, а время, когда осуществляется деятельность, основанная на свободном выборе. Оно не связано со стремлением к материальной выгоде, а предполагает обретение душевного удовлетворения и радостей, поддержание человеческого достоинства и тратится на достижение ценностей культуры.
Из современных западных ученых, С. Де-Гразия и Дж. Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости.
Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных (у Дж. Шивере)и отечественных ученых.
Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.
Эпистемологическая связывала содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир.
Экзистенциальная рассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер),учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения..
Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазадье, который, как и Дж. Шивере, во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией.
- Ответы к госам
- 1. Культурология в системе научного знания.
- 2. Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.
- 3. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики.
- 4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 5. Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации.
- Сферы реализации социально-культурной деятельности:
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 1. Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.
- 8. Культурно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста.
- 9. Современные концепции досуга.
- 10. Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.
- 11.Сущность и структура социально-культурной деятельности.
- 12. Культурно-воспитательная работа с подростками.
- 13. Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности.
- 14. Культурно-воспитательная работа с трудными подростками.
- 16. Диагностика и развитие творческих способностей у детей.
- 17. Профессиональные требования к организатору социально-культурной деятельности.
- 18. Принципы организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 19. Инфраструктура социально-культурной сферы.
- 20. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.
- В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- 22. Характеристика и отличительные особенности детского досуга
- Функции детского досуга:
- Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- 23. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих:
- Можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:
- 24. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- Основные этапы работы над сценарием
- Методические требования при разработке сценария
- Виды сценариев
- 26. Детское творчество, его сущность и специфика.
- Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- 27. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности.
- Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые.
- 28. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
- 29. Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность. (почитать косякову)
- I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.)
- II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)
- III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)
- IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.)
- V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)
- 30. Социально-педагогические функции детского художественного (самодеятельного) творчества.
- Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
- 33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.
- 34. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
- 1. Процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
- 2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- 3. Задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
- 4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.
- 35. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.
- 37. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 38. Студия как форма организации художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.
- Основные задачи региональной политики в сфере культуры формируются как:
- Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:
- 40. Любительское детское объединение как форма организации художественно-творческого процесса подростков и юношества.
- 41. Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности.
- Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности.
- Большинству игр присущи четыре главные черты (по с.А.Шмакову):
- 43. Сущность маркетинга и маркетинговая среда.
- 44. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации.
- 45. Формирование маркетинговой стратегии и тактики.
- 46. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства.
- 47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста социально-культурной сферы.
- 48. Социально-культурные функции самодеятельного творчества.
- 2. Функция — побуждение, формирование и развитие художественных потребностей подрастающего поколения.
- 3. Социально-педагогическая (мировоззренческая) функция.
- 4. Художественно-просветительная функция.
- 5. Профориентационная функция
- 6. Рекреационная функция.
- 7. Прокреативная (порождающая) функция.
- 49. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
- IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом.
- 51. Технологии социально-культурной реабилитации.
- 52. Типология самодеятельных объединений
- Виды самодеятельного творчества
- 53. Технологии социально-культурного проектирования. Этапы проектирования.
- 54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 55. Этнонаправленные технологии как инструмент межнационального обмена и сотрудничества.
- Специфика этнонаправленных технологий
- 56. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 58. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
- 59. Сценарий как идейно-художественная основа культурно-досуговых программ.
- 60. Особенности педагогического общения. Основные факторы эффективности педагогического общения в детском объединении
- Три основные стороны общения
- Качества личности педагога, важные для общения
- Стиль педагогического общения