logo search

Н. А. Тугова Воспитание двигательных навыков у учащихся

Обследованные учащиеся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи в основной своей массе проявили некоторые особенности в двигательной сфере. У них наблюдается недостаточная выправка, ограничен запас двигательных навыков, отмечены нарушения осанки, часть детей имеют неправильную походку: ходят напряженно и неловко, недостаточно отрывают ноги от пола, неправильно ставят их при ходьбе (носки внутрь) и т. п. По нашим наблюдениям отмечается недостаточная ритмичность, пониженная моторная активность.

Дети с тяжелыми нарушениями речи по их моторным особенностям могут быть разделены на две группы.

Для одних детей характерна резко выраженная подвижность, неутомимость движений часто сопровождающаяся неумением производить целесообразные последовательные движения. Другие дети, наоборот, скованы, медлительны, движения недостаточно выразительны.

Устранить все эти недостатки и обогатить двигательные навыки детей можно с помощью системы специальных упражнений. Детям предлагаются упражнения в ходьбе, беге, прыжках различного характера и скорости; гимнастические упражнения для рук, ног, туловища, головы; упражнения с предметами: мячами, скакалками, палками, флажками, разнообразные игры и т. д.

Все эти упражнения строятся на тесной связи музыки и движения. Музыка организует движение, сообщает ему эмоциональную окраску, делая его более выразительным и точным.

Специально подобранные упражнения дают возможность сформировать у детей правильные навыки основных движений, развить умение анализировать движения, быстро ориентироваться в пространстве (используя различные варианты построений, ходьбы, бега и т. д.), согласовывать свои движения с движениями товарищей, развивать быструю реакцию на сигнал, отрабатывать точность движений в упражнениях, добиваться ритмичности, плавности, гибкости…

Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений. М., НИИ дефектологии АПН СССР. 1976. С. 148–149.