logo search
Методология научных исследований в педагогике

2.5 Основные компоненты научного исследования

Тема исследования -- лаконичное и четкое выделение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.

Объект исследования -- сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).

Предмет исследования -- ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемым явлений: совокупность элементов, связей, отношений.

Проблема исследования -- вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что еще неизвестно в изучаемом явлении.

Цель исследования -- выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.

Задачи исследования -- конкретизация целей исследования: изучить,

определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п.

Гипотеза исследования -- предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует.

Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны, и одно должно вытекать из другого и им определяться. В противном случае все исследование будет выстроено неверно и не даст научно достоверных и убедительных результатов.

Логика исследования:

Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.

Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.

Составление списка литературы по проблеме исследования.

Определение обшей методики и методов исследования, базы исследования.

Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятый (понятия, на которых строится исследование).

Изучение опыта решения данной проблемы на практике.

Сбор констатирующего материала.

Анализ и обобщение полученных результатов, и построение на их основе гипотезы -- предположения о возможном способе разрешения возникнувшей проблемы.

Разработка методики проверки гипотезы.

Проведение опытно-экспериментальной работы (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа).

Проведение контрольных срезов.

Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.

Выработка практических рекомендаций.

Оформление и литературная редакция работы.