logo search
Автоматизация методик исследования профессиональной направленности старшеклассников

1.4.2 Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности (модифицированная методика А.Е. Голомштока)

"Карта интересов" представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованный Е.А. Голомштоком в сборнике "Профориентационная работа в школе". Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования.

Карта интересов предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. Таких сфер в данной методике насчитывается 29: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника. "Карта интересов" насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходиться по 6 вопросов.

Обработка листа ответов заключается в подсчете количества положительных и отрицательных ответов по каждому из 29 критериев. Строки, получившие максимальное количество плюсов, указывают на предпочитаемые сферы деятельности; при оценке направленности интересов испытуемого их следует учитывать в первую очередь. Если количество плюсов в нескольких строках одинаково, то преобладающим интересам соответствуют те из них, которые содержат меньшее количество минусов. Для наиболее обоснованных выводов обращается внимание также и на строки с наибольшим количеством минусов.

При интерпретации данных учитывается и распределение плюсов и минусов по горизонтали. Первые два столбца листа ответов говорят о поверхностных интересах и увлечениях. Вторые два столбца содержат сведения о склонностях, стремлении к углубленному познанию. Два последних столбца дают представление о развитых склонностях и наличии некоторых навыков и умений, о стремлении к практической деятельности. Большое количество плюсов говорит о хорошо развитых профессиональных интересах. Малое количество плюсов и большое количество минусов свидетельствуют о несформированности познавательных и профессиональных интересов.

Анкетирование проводиться групповым методом.