1.3 Профессиональная консультация
Профессиональная консультация (от лат. profession - род занятий, consultatio - совещание) - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества.
Профессиональная консультация должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономических и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии - с другой /20/.
Это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении человека, основанная на изучении личности.К. К. Платонов рассматривает профконсультацию как непосредственную помощь человеку в профессиональном самоопределении и выделяет три этапа в этой работе: подготовительный, завершающий и уточняющий.
Подготовительная профконсультация должна подвести обследуемого к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода обучения.
Цель завершающей профконсультации - оказание помощи выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями личности. Эту консультацию проводят специалисты-профконсультанты совместно с руководителями.
Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в профессионально-технических училищах, ВУЗах, на предприятиях /21/.
На каждом из этапов профконсультация носит разный характер. Правильно выбрать профессию может только личность, которая способна трудиться, преодолевать трудности; личность, имеющая чувство ответственности за порученное дело, правильно оценивающая свои способности. Поэтому на первом этапе подготовка человека к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. Следовательно, профконсультация носит развивающий характер.
На втором этапе профконсультация носит рекомендательный характер. Она решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют и три типа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную (профессионального характера).
Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности человека. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность человеку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых к человеку профессией.
Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и заболеванию. Если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования с профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить обследуемому невозможность сделанного выбора им выбора профессии и порекомендовать ему наиболее приемлемую.
Третий этап профконсультации связан с поступлением личности в профессиональное учебное заведение. Его можно назвать формирующим, основная задача на этом этапе - помочь человеку утвердиться в профессиональном выборе /22/.
Правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и социального роста личности. В профконсультационной работе широко используется профконсультационная беседа. Она выполняет несколько функций: ознакомительную, диагностическую, контролирующую и корректирующую.
Ознакомительная функция беседы - это процесс активного общения. В процессе знакомства консультанту необходимо показать себя заинтересованным проблемами, стоящими перед человеком. Диагностическая функция беседы связана с выявлением готовности клиента к обсуждению вопроса о выборе профессии и его профессиональных намерениях. Осуществлению диагностической функции служат специальные приемы беседы - это дублирующие и косвенные вопросы, позволяющие проверить точность и объективность ответов.
Заключительная часть беседы выполняет в основном корректирующую роль, если в этом есть необходимость. Раскрываются ошибки, и аргументируется неправильная позиция консультируемого, идет совместный поиск правильного решения проблемы профессионального самоопределения.
Таким образом, под профконсультацией мы понимаем оказание помощи тем людям, которые выбирают трудовой путь в жизни, но ни в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии /23/.
- Введение
- 1. Методологические основы профессиональной ориентации
- 1.1 Основы профориентационной работы
- 1.2 Проблемы профориентационной работы в школе
- 1.3 Профессиональная консультация
- 1.4 Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации
- 1.4.1 Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
- 1.4.2 Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности (модифицированная методика А.Е. Голомштока)
- 1.4.3 Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация опросника А. Мехрабиана)
- 2. Автоматизация методик исследования профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1 Обзор программных средств для разработки тестов
- 2.2 Описание среды визуального программирования Borland Delphi
- 2.3 Назначение программы
- 2.4 Системные требования и установка
- 2.5 Описание модулей программы
- 2.6 Структура программы
- 2.7 Описание работы с программой
- 3. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
- 3.1 Результаты тестирования
- 2.1. Программа исследования
- Глава II. Исследование профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне………………………………15
- 2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1. Исследование профессиональной направленности учащихся
- 2.2. Анализ результатов исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Организация опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной направленности личности старшеклассников
- 2. 1. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.