logo
Ответы к экзамену ВВедение в профессию

55. Компоненты педагогической культуры. Личностный компонент (общая характеристика);

Проявляется в самореализации сущностных сил педагога — его потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Процесс самореализации складывается из ряда взаимосвязанных этапов, таких, как самопознание, самооценка, саморегуляция, самоутверждение, которые раскрывают интеллектуальный, профессионально-нравственный потенциал личности учителя. Важное место в культурологической подготовке учителя занимает его приобщение к современной бытовой культуре, основным правилам этикета и важнейшим нравственным категориям; правилам поведения в гостях и дома, в общественных местах (в театре, музее, ресторане, кафе, столовой), правилам речевого поведения (различным формам обращения: просьбы, приглашения, извинения, советы, приветствия, прощания, знакомства), правилам ведения беседы, диалога, диспута. Одним из важнейших компонентов культуры учителя является следование правилам служебного этикета (этика ведения делового разговора руководителя с подчинённым, этика обращения с коллегами и руководителями), принципам деловых разговоров (уважение к собеседнику, такт, точность и конкретность разговора, целесообразность обсуждения вопросов, конструктивный характер разговора). Педагогу необходимо знание приёмов, помогающих сохранять спокойствие в любой ситуации: предупреждение раздражительности, нетерпимости, оскорбительного тона. Этика проведения рабочих совещаний, оценки труда коллег, критических замечаний, принятия решений, регламент как элемент этики поведения при коллективном обсуждении проблем — основа отношений в учительском коллективе. Формирование культуры деловых взаимоотношений для студентов педвузов необычайно важно, потому, что они с первых рабочих дней в школе включаются в её жизнь со всеми оттенками внутренних взаимоотношений. Учителю необходимо также владеть всеми формами письменного обращения к партнерам (письма-поздравления, письма-напоминания, деловые предложения, официальные обращения). Культура внешнего вида учителя оценивается его коллегами по степени соответствия его внешнего облика задачам педагогической деятельности. Однако нельзя забывать и об учениках, с которыми учитель проводит большую часть своего рабочего времени и которые очень внимательно, оценивающе наблюдают за ним, Продуманность, аккуратность, сдержанное следование моде, эстетическая выразительность, подтянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной мимикой и пантомимой способствуют успеху педагогической деятельности. Будущему педагогу необходимо: — знать основные компоненты внешнего облика человека: осанку, походку, позу, жесты, одежду, эмоциональное самочувствие; — иметь представление о моде, стиле; — знать, как влияют на выбор одежды возраст, время года, погода, обстановка; — знать секреты ухода за одеждой и внешним видом; — учитывать при выборе одежды свои антропометрические особенности, цвет глаз, волос и пр. Составная часть базовой культуры учителя — физическая культура — реализуется как решение проблемы организации и воспитания здорового образа жизни: — овладение практическими умениями и навыками (бега, метания, выполнения гимнастических упражнений, правильного дыхания при выполнении движения и др.); — знание правил пользования баней, сауной, поведения на воде; — владение приёмами профилактики различных заболеваний; — знание способов поддержания высокой работоспособности; — владение приёмами снятия утомления (массаж, релаксация, режим, иглоукалывание и др.); — владение методами планирования семьи; — знание рекомендаций по рациональному питанию и оптимизации физиологических нагрузок при различных состояниях организма, заболеваниях и др. В заключение этого большого разговора перечислим условия становления педагогической культуры: 1) развитие научно-педагогической направленности учителя; 2) постоянное пополнение и обновление психолого-педагогических знаний, формирование инновационной готовности; 3) становление педагогического стиля мышления, развитие педагогической рефлексии; 4) формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, развитие авторской, профессионально-творческой «Я » - концепции; 5) приобщение учителя к изучению, обобщению и распространению лучшего опыта своих коллег, формирование готовности к обобщению личного педагогического опыта; 6) формирование потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании и самообразовании. Педагогически одарённый человек, овладевший педагогической культурой и сделавший педагогический труд главным содержанием и смыслом своей жизни, просто не может разминуться с успехом.