43.Понятие педагогического конфликта;
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком). Следовательно, педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. С другой стороны, педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами "Я призван тебя воспитывать!", позиция ученика отражена в классической фразе: "Я не хочу, чтобы меня воспитывали". Так пишет С.Ю. Темина в работе «Конфликты школы или школа конфликтов. Введение в конфликтологию образования» [1].
Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия), наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах (школьники — несовершеннолетние граждане), образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.
Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствиекоммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях школы достаточно часто возникают ситуации подобного рода: учитель намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации учитель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако ученицы игнорируют сообщение учителя и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определенным образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными.
Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя. Существенно чаще именно "педагоги" допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми к личному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями.
- Ответы к экзамену « Введение в педагогическую профессию».
- 1.Возникновение профессии учителя (период до XVII в.)
- 2. Становление профессии учителя (XVII - XVIII вв.)
- 3. Становление профессии учителя (хiх-хх вв.)
- 6. Личность и педагогическая деятельность к.Д. Ушинского
- 7. Личность и педагогическая деятельность а.С. Макаренко
- 8. Особенности педагогической профессии
- 9. Педагог и личность ребёнка
- 14. Заповеди и.Е. Синицы.
- 16.Социально-профессиональная направленность деятельности педагога.
- 19.Познавательная направленность деятельности педагога.
- 20.Профессионально значимые качества личность педагога.
- 21.Ранжированные пзлк педагога (по т.А. Юзефавичус): доминантные и периферийные качества педагога;
- 22.Ранжированные пзлк педагога (по т.А. Юзефавичус): негативные и профессионально недопустимые качества педагога;
- 23.Общая характеристика понятия «деятельность»;
- 24.Сущность педагогической деятельности;
- 25.Мотивация педагогической деятельности;
- 26.Цель педагогической деятельности;
- 27.Содержание деятельности учителя;
- 28.Основные виды педагогической деятельности: преподавание и воспитательная работа.
- 29.Взаимосвязь и различия преподавания и воспитательной работы;
- 30.Система функций педагогической деятельности;
- 31.Диагностическая и ориентационно-прогностическая функции педагогической деятельности;
- 32.Конструктивно-проектировочная и коммуникативно-стимулирующая функции педагогической деятельности;
- 33.Аналитико-оценочная, исследовательско-творческая и гностическая функции педагогической деятельности;
- 34.Понятие о стиле педагогической деятельности;
- 35.Общая характеристика стиля педагогической деятельности;
- 36.Взаимосвязь стиля и характера педагогической деятельности;
- 37.Необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя;
- 38.Сущность и взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога;
- 39.Компоненты педагогической культуры;
- 40.Компоненты педагогической культуры. Аксиологический компонент (общая характеристика);
- 41.Аксиологический компонент педагогической культуры: Культура умственного труда;
- 42.Аксиологический компонент педагогической культуры: Культура педагогического мышления;
- 43.Понятие педагогического конфликта;
- 44.Понятие педагогического такта (по к.Д. Ушинскому);
- 45.Педагогический такт с позиции практической этики (по в.А. Сухомлинскому);
- 46.Аксиологический компонент педагогической культуры: Правовая культура педагога;
- 47.Компоненты педагогической культуры. Технологический компонент (общая характеристика);
- 48.Технологический компонент педагогической культуры: Культура труда педагога;
- 49.Технологический компонент педагогической культуры: Культура общения педагога;
- 50.Классификация стилей общения педагога с детьми (по в.А. Кан-Калику);
- Известный психолог в. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
- 53. Такесика и проксемика как составляющие невербального педагогического общения;
- 54.Компоненты педагогической культуры. Эвристический компонент (общая характеристика);
- 55. Компоненты педагогической культуры. Личностный компонент (общая характеристика);
- 56. Система непрерывного педагогического образования в Российской Федерации;
- 57.Понятие непрерывного педагогического образования;
- 68. Понятие и сущность профессиональной компетентности педагога;