28.Основные виды педагогической деятельности: преподавание и воспитательная работа.
Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Преподавание — это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и в опосредованной форме. Но в какой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения. Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обучения учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию структурирования учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой — организует рациональную, эффективную, адекватную задачам обучения системы знаний и методов оперирования ими в учебной и практической работе. Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся (см. схему 10). Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Аналогично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания.
- Ответы к экзамену « Введение в педагогическую профессию».
- 1.Возникновение профессии учителя (период до XVII в.)
- 2. Становление профессии учителя (XVII - XVIII вв.)
- 3. Становление профессии учителя (хiх-хх вв.)
- 6. Личность и педагогическая деятельность к.Д. Ушинского
- 7. Личность и педагогическая деятельность а.С. Макаренко
- 8. Особенности педагогической профессии
- 9. Педагог и личность ребёнка
- 14. Заповеди и.Е. Синицы.
- 16.Социально-профессиональная направленность деятельности педагога.
- 19.Познавательная направленность деятельности педагога.
- 20.Профессионально значимые качества личность педагога.
- 21.Ранжированные пзлк педагога (по т.А. Юзефавичус): доминантные и периферийные качества педагога;
- 22.Ранжированные пзлк педагога (по т.А. Юзефавичус): негативные и профессионально недопустимые качества педагога;
- 23.Общая характеристика понятия «деятельность»;
- 24.Сущность педагогической деятельности;
- 25.Мотивация педагогической деятельности;
- 26.Цель педагогической деятельности;
- 27.Содержание деятельности учителя;
- 28.Основные виды педагогической деятельности: преподавание и воспитательная работа.
- 29.Взаимосвязь и различия преподавания и воспитательной работы;
- 30.Система функций педагогической деятельности;
- 31.Диагностическая и ориентационно-прогностическая функции педагогической деятельности;
- 32.Конструктивно-проектировочная и коммуникативно-стимулирующая функции педагогической деятельности;
- 33.Аналитико-оценочная, исследовательско-творческая и гностическая функции педагогической деятельности;
- 34.Понятие о стиле педагогической деятельности;
- 35.Общая характеристика стиля педагогической деятельности;
- 36.Взаимосвязь стиля и характера педагогической деятельности;
- 37.Необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя;
- 38.Сущность и взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога;
- 39.Компоненты педагогической культуры;
- 40.Компоненты педагогической культуры. Аксиологический компонент (общая характеристика);
- 41.Аксиологический компонент педагогической культуры: Культура умственного труда;
- 42.Аксиологический компонент педагогической культуры: Культура педагогического мышления;
- 43.Понятие педагогического конфликта;
- 44.Понятие педагогического такта (по к.Д. Ушинскому);
- 45.Педагогический такт с позиции практической этики (по в.А. Сухомлинскому);
- 46.Аксиологический компонент педагогической культуры: Правовая культура педагога;
- 47.Компоненты педагогической культуры. Технологический компонент (общая характеристика);
- 48.Технологический компонент педагогической культуры: Культура труда педагога;
- 49.Технологический компонент педагогической культуры: Культура общения педагога;
- 50.Классификация стилей общения педагога с детьми (по в.А. Кан-Калику);
- Известный психолог в. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
- 53. Такесика и проксемика как составляющие невербального педагогического общения;
- 54.Компоненты педагогической культуры. Эвристический компонент (общая характеристика);
- 55. Компоненты педагогической культуры. Личностный компонент (общая характеристика);
- 56. Система непрерывного педагогического образования в Российской Федерации;
- 57.Понятие непрерывного педагогического образования;
- 68. Понятие и сущность профессиональной компетентности педагога;